У большинства родных и близких Людмилы Пчелинцевой жизненный путь тесно переплелся с историей железной дороги. И сейчас, хоть пенсионный стаж собеседницы отсчитывает уже не первый десяток лет, с интересом читает профильную газету, в курсе происходящего на предприятиях, интересуется жизнью бывших коллег, с многими из которых продолжает поддерживать дружеские отношения.
Поработать Людмиле Васильевне пришлось на многих участках и предприятиях стальной магистрали. Была багажным кассиром, дежурным по станции, инженером отделения дороги, технологом депо, некоторое время являлась заведующей учебно-консультационного пункта, где помогала готовиться к сессиям студентам-заочникам железнодорожного вуза.
С ностальгией вспоминает о работе списчика вагонов. Эта профессия давно уже исчезла из штатного расписания станций, а когда-то заставляла молодых парней и девчонок пробираться — в зависимости от погоды — по мокрым или заснеженным путям к каждому из вагонов прибывшего грузового состава, чтобы переписать номера, род вагона, количество осей, вид сцепки и другие характеристики. Такая «экскурсия» длилась довольно долго, так как составы насчитывали до сотни вагонов и могли растянуться от старого переезда почти до реки Синей.
Мать нашей героини, Александра Сергеевна Тупицкая, как и ее сестры и брат, также работала на железной дороге. Что неудивительно: в то время Осиповичи уже были довольно крупным железнодорожным узлом со слабо развитой промышленностью, поэтому на стальной магистрали трудились семьями.
Пришла после школы на станцию и Людмила, но через несколько лет решила круто изменить жизнь и уехала в Кемерово. Попробовала работать на заводе, но сразу поняла, что это не ее, потому, промаявшись 2 недели, ушла на станцию билетным кассиром, где было все понятно и привычно.
Начальник уговорил перспективную работницу поступить учиться. В институте познакомилась с будущим мужем Алексеем Степановичем и, получив диплом, уехала с ним в город с романтическим названием Тайга.
Несколько лет жили и работали Пчелинцевы в Сибири. Родились две дочери, но климат тех мест неблагоприятно влиял на их здоровье, потому семья приехала в Осиповичи.
Здесь и трудилась на железнодорожных предприятиях, а дома ждало большое подсобное хозяйство — подспорье для семьи. Домашние хлопоты занимали много времени, но еще и обшивать-обвязывать успевала Людмила Васильевна своих родных. Сейчас живности уже не держит, а в огороде управляется самостоятельно, ведь живет по воле судьбы одна. Выращивает помидоры алтайской селекции, которые достигают огромных размеров и дают большой урожай, так что хозяйка ежегодно закрывает натуральный томатный сок.
Незаметно выросли дочери, создали собственные семьи. Мужей выбрали из числа железнодорожников, с которыми в основном общались.
Мать гордится всеми детьми и скромно умалчивает, что муж ее дочери Натальи Владимир Морозов когда-то был начальником станции Осиповичи, затем начальником Могилевского отделения, а теперь уже 5 лет возглавляет Белорусскую железную дорогу, а дочь — ведущий инженер службы статистики управления дороги. Ольга — главный бухгалтер Осиповичского завода транспортного машиностроения, ее муж Владимир — повар Минского вагонного участка. Для нее они — просто родные люди, которые подарили горячо любимых внуков. Кто знает, может быть, Анна, Роман и Юрий тоже со временем придут работать на одно из железнодорожных предприятий, продолжив славную династию?
Фото из семейного архива.