Начало жизненного пути рядового запаса Сергея ЖУКА не очень отличается от биографий тысяч мальчишек. Родился в деревне Большая Грава, окончил Жорновскую СШ, по направлению райвоенкомата отучился в автошколе ДОСААФ, до призыва в армию поработал водителем в колхозе «Красный ударник».
Радовался, когда 17 мая 1988 года оказался в Таджикистане: сбылась мечта о службе в пограничных войсках. Его 17-й Московский отряд располагался всего в 4 километрах от границы с Афганистаном, а там шла насто-ящая война…
Четыре месяца молодежь многому учили на практике. Стрельбы из пистолета Макарова и автомата, изматыва-ющие 6- и 10-километро-вые марш-броски по пересеченной местности…
Тогда практически все изъявили желание выполнить интернациональный долг в соседней стране. А что это на самом деле такое, поняли, когда своими глазами увидели в кишлаках зверства над мирным населением, не желавшим поддерживать моджахедов: взорванное жилье, разграбленное имущество, расстрелянные старики, женщины…
— Служить довелось в провинции Тахор, — вспоминает Сергей Иванович. — Вручили ключи от автомобиля Урал-4320 и определили во взвод подвоза. Обеспечивали всем необходимым наши мотоманевренные группы в Рустаке, Чихи-Аб, Янги-Кала, Ай-Ханым, Арт-Хаджа, которые обеспечивали охрану участка границы протяженностью более 350 километров — между Хорожским и Пянджским отрядами. Возили оружие, боеприпасы, продовольствие, обмундирование, горюче-смазочные и строительные материалы, медикаменты. Иногда доставляли и почту, которую все ждали с особым нетерпением и волнением. Нас обычно сопровождало боевое охранение — БТРы и БМП-2 с мотострелками, но обстреливали колонну постоянно. Пулевых пробоин на бортах привозил много, а вот на минах-фугасах не подрывался. Повезло, что и ранен-контужен не был, не переболел ничем.
Ходили по руслам пересохших рек, но назад возвращались уже другим маршрутом: прежняя колея обязательно была заминирована. По пустыне, по горным дорогам намотал тысячи километров. Машина не подводила, вынужденных поломок не случалось — автомобиль знал, технику всегда обслуживал тщательно. На остановках-привалах отдыхали в спальных мешках, так что холод особо не беспокоил. Питались сухими пайками.
С местным населением в кишлаках разговаривать не разрешали — за этим бдительно следили сотрудники особого отдела. А чтобы сфотографироваться с ними или с боевыми товарищами рядом с техникой — и не мечтай. Поэтому и не имею снимков друзей-побратимов, которых жизнь разбросала по разным республикам…
Его дважды представляли к боевым наградам, только они Жука почему-то так и не нашли. Но воин-интернационалист не переживает: не за ними ведь ехали, южные рубежи Отчизны защищали, народу соседней страны старались помочь!
Их подразделение через русло реки Пяндж пересекло границу с Афганистаном вечером 15 февраля 1989 года, и Сергей продолжил службу в управлении Краснознаменного Московского погран-отряда до 29 мая будущего года. Стал «Отличником пограничных войск» I и II степеней, получил наручные часы от Коллегии КГБ СССР «За образцовое выполнение воинского долга по оказанию интернациональной помощи Афганистану», медаль «Ветеран боевых действий» Комитета воинов-интернационалистов.
Возвратившись к мирной жизни, он продолжил добросовестно трудиться водителем в Осиповичском управлении магистральных газопроводов. С женой Мариной Николаевной растит дочь Анастасию и сына Александра.