В наших квартирах, где «есть свет, газ, телефон, горячая вода, радиоточка, пол — паркет…» и со времен Виктора Цоя появилось еще много всякого, обязательно найдется и старая дамская сумка, чемоданчик или папка, набитые важными документами, оплаченными счетами за коммунальные услуги, квитанциями, чеками на крупные покупки и т.д. Аккуратненькие бумажные стопочки, сколотые скрепками, ежемесячно пополняются, занимая все больше и больше места, и рано или поздно требуют проведения «ревизии».
Какие документы уже можно выбросить? Какие еще пригодятся? И как долго их сохранять? Спросим у специалистов.
Хранить,
не нужно выбрасывать!
Заведующий нотариальной конторой Инна Готина:
— Документы, устанавливающие право собственности на недвижимое имущество, хранятся бессрочно, завещания — 75 лет. В нотариальной конторе они находятся 10 лет, потом передаются в нотариальный архив соответствующего нотариального округа. В случае утраты документа, при хранении его в нотариальной конторе, можно получить дубликат: за него взыскивается нотариальный тариф в размере 100% базовой величины, если дата выдачи документа неизвестна — за розыск документа оплачивается еще 25% базовой величины за каждый календарный год. А вот доверенность, действие которой длится 3 года, хранится в нотариальной конторе лишь 6 лет — по окончании этого срока экземпляр, выданный вам, останется единственным, и в случае его утраты восстановить сведения не получится.
Начальник отдела ЗАГС Наталья Чемко:
— Наш первый документ — свидетельство о рождении — нужно хранить даже после получения общегражданского паспорта: оно еще понадобится, например, для оформления наследства или пенсии. К свидетельству о браке обычно относятся бережно, но следует помнить, что нет предельного срока хранения и у свидетельства о расторжении семейного союза. Даже если очень хочется вычеркнуть предыдущий брак из жизни и уничтожить всякое напоминание о нем, помните, что свидетельство о разводе необходимо при восстановлении добрачной фамилии и т.д. Свидетельство о смерти родственника нужно не только при вступлении в права наследства, оно может понадобиться и спустя 25 и более лет — допустим, чтобы произвести подзахоронение урны в могилу. Названные документы, по сути, являются «вечными«. Поэтому, если они по какой-то причине утеряны, их придется восстанавливать, заплатив при этом госпошлину.
Ведущий специалист по маркетингу ЗУЭС «Белтелеком» Наталья Ильющенко:
— Никаких нормативных документов, определяющих срок хранения квитанции об оплате услуг телефонии и доступа в интернет, нет. Но практика показывает, что не помешает хранить их до 25 числа следующего месяца: нередки случаи, когда при оплате ошибаются с номером телефона, деньги «уходят» на другой счет, и телефон отключают за задолженность. Вернуть средства на телефон клиента можно, но только при наличии платежки, которая и подтвердит ошибку в переводе.
Заместитель начальника РУПС «Белпочта» Надежда Богачева:
— Квитанции на подписку сохраняются весь подписной период, на регистрируемые почтовые отправления: посылки, мелкие пакеты, заказные и ценные письма — 6 месяцев, как и указано на квитанции. Если отправление не доставят по адресу, можно подать заявление о розыске, к которому обязательно прилагается сохраненная квитанция или справка, ее заменяющая. За справку, кстати, придется дополнительно заплатить 50 тысяч рублей.
Заведующий отделением стоматологической поликлиники Ирина Простякова:
— Гарантия на платные услуги действует в течение полугода — столько и нужно хранить чек. Но даже в случае его утери все данные можно восстановить по карточке пациента.
Хранить
не нужно, выбрасывать?
Юрисконсульт КУП «Единый расчетный центр» Кирилл Стукалов:
— Срок хранения квитанций об оплате коммунальных услуг действующим законодательством не предусмотрен, но в случае возникновения спорной ситуации квитанция является документом, подтверждающим факт оплаты услуг. Статьей 197 Гражданского кодекса общий срок исковой давности устанавливается в 3 года — это время, в течение которого можно обратиться в суд за защитой нарушенного права.
Юрисконсульт ОДУКПП «Райсервис» Олег Лопатко:
— Сейчас все данные об оплате коммунальных услуг хранятся в электронном виде и систематически резервируются поставщиками на случай “падения” системы. Хранить квитанции годами не имеет смысла, но месяц-другой не помешает: если возникнут какие-то проблемы, квитанции могут пригодиться. Но с введением электронного документооборота необходимость в них практически отпала.
Хранить не нужно, выбрасывать!
Заместитель директора-начальник центра розничного бизнеса центра банковских услуг филиала ОАО «Беларусбанк» Ольга Карчевская:
— Тем, кто по-прежнему предпочитает оплачивать различные услуги наличными через кассу и годами хранить квитанции, потерянную платежку в банке помогут найти за 60 тысяч рублей. А вот пользователи системы электронных платежей давно не хранят бумажные квитанции: информацию о своих оплатах они могут получить в любое время и за любой период времени, просто распечатав квитанции из интернет-банкинга или, если оплата банковской картой проводилась через инфокиоск, обратившись в ЕРИП по телефону контакт-центра 141. И все это — совершенно бесплатно.
Софья САВАЙТАН.
спасибо за полезную информацию. и хотелось бы добавить, что никто и нигде не вправе требовать показать квитанции: посылайте таких в ЕРИП.