На прошлой неделе заместитель начальника ГАИ УВД Могилевского облисполкома Михаил Давыдов посетил Осиповичскую госавтоинспекцию для индивидуальной воспитательной работы с личным составом. Мероприятие плановое, проводится регулярно, а в компетентности сотрудников ОГАИ у вышестоящего руководства сомнений нет.
Получил возможность задать Михаилу Владимировичу всякие каверзные вопросы и дежурный по «АВТОклубу».
— На прошлой неделе инспектор ОГАИ был сбит грузовиком на шоссе Минск-Гомель. Можете прокомментировать это ДТП?
— По данному дорожному происшествию возбуждено уголовное дело, так что обсуждать его обстоятельства пока нельзя.
А вообще служба в ГАИ относится к категории профессий повышенного риска. На территории Могилевской области ДТП, в которых сотрудник ДПС получает серьезные травмы, происходят один раз в пять-шесть лет. По республике в целом примерно с такой же частотой происходят смертельные травмирования автоинспекторов. Последнее произошло в прошлом году — в Минске.
Как правило, при расследовании причин таких ДТП выясняется, что причина трагедии — неадекватность или невнимательность водителя, а не пренебрежение потерпевшего инспектора правилами техники безопасности.
— Прошу обратить внимание, тему уровня профессионализма сотрудников ГАИ затронул не я. Но это не делает ее менее актуальной!
— Поскольку основная функция автоинспекции — наказание нарушителей правил движения, каждый ее сотрудник обязан быть суровым, но справедливым.
После резкого увеличения размера штрафных санкций недисциплинированные водители стали куда более «подкованными» юридически. Они внимательно следят за каждым действием автоинспектора и стараются «подловить» его на любой погрешности, в том числе и мнимой. Так что только безупречная объективность позволяет минимизировать неизбежный конфликт интересов, который возникает между сотрудниками ГАИ и нарушителями.
Да и необходимость обеспечивать каждого патрульного средствами видео и аудиофиксации назрела. Сегодня такое оборудование уже имеют спецподразделения автоинспекции.
— По поводу конфликта интересов позвольте задать провокационный вопрос. Легко охранять закон и соблюдать его требования, когда тот не противоречит здравому смыслу. А если правовая норма недалеко ушла от бессмертного юридического ляпсуса «казнить нельзя помиловать»?
— Догадываюсь, что речь о запрещении перевозить детей без детского кресла в автомобиле и о нестандартной ситуации вроде «…ночь, дождь, на обочине стоит и голосует мать с младенцем на руках. Добросердечный водитель соглашается их подвезти, а дорожный патруль тут как тут».
С формальной точки зрения — это нарушение правил дорожного движения. Однако начальник УГАИ МВД Республики Беларусь полковник милиции Юрий Литвин дал по контролю за использованием детских кресел такое разъяснение: «Инспектор ДПС должен рассматривать каждую ситуацию с пониманием». Одно дело, когда речь идет о форс-мажорных обстоятельствах, другое — о подвозе ребенка в школу.
— Времена нынче непростые — в финансовом смысле этого слова. Как красиво сказал бывший премьер-министр Михаил Мясникович, проект прогноза социально-экономического развития Беларуси на 2015 год был доработан с учетом усложнения внешних вызовов». Отражаются ли эти «усложнения» на материальном обеспечении госавтоинспекции?
— Сокращать расходы приходится, но только там, где это не отражается на безопасности дорожного движения. К тому же в прошлом году был значительно обновлен автопарк, а новые машины в плане эксплуатационных расходов менее затратны.
В основном покупали отечественные «Джили». Эта машина вполне подходит для задач автоинспекции, а ее широкое применение в жестких условиях дорожно-патрульной службы — хорошая реклама отечественного автопрома.
Еще один существенный способ экономии бюджетных средств — правильное распределение лимита горючего. К примеру, мы перестали использовать служебную автотехнику для проведения пропагандистских мероприятий. На встречу с коллективом предприятия, для проведения акции в учебных заведениях можно доехать и общественным транспортом.
— Чем больше хороших дорог, тем чаще приходится сталкиваться с дорожными хамами. Такой нагло гонит с превышением разрешенной скорости и требует, чтобы ему немедленно уступили дорогу. А если не уступишь — обгонит, подрежет…
— …И создаст аварийную ситуацию, что является грубейшим нарушением правил дорожного движения!
Поставить на место дорожного хама очень просто, если в машине есть видеорегистратор. Это недорогое устройство, так что купить его стоит каждому законопослушному водителю. Насколько мне известно, совсем недавно в Осиповичском районе один такой «король скорости» благодаря записи видеорегистратора был лишен прав на 18 месяцев, заплатил штраф в 20 базовых величин и заодно лишился весьма высокооплачиваемой работы.
А вообще номера машин агрессивных водителей нужно сообщать в ГАИ. Рано или поздно они все равно попадаются на нарушении ПДД, и тогда будет повод применить к ним максимально возможное наказание.
— Беларусь и Россия фактически не разделены границей. Это означает, что наша автоинспекция имеет много общих интересов с российскими коллегами. Но насколько эффективно организовано это сотрудничество?
— Направлений сотрудничества действительно много. У нас есть ряд общих процедур и механизмов, мы обмениваемся опытом и работаем над унификацией законодательства в сфере дорожной безопасности, созданием единых баз данных. В целом получается неплохо и своевременно. Так, массовое приобретение белорусскими автомобилистами российских машин в конце прошлого года стало возможным только благодаря слаженности действий ГАИ и ГИБДД.
— За последние десять лет в нашей стране прошло много различных кампаний по повышению дисциплины участников дорожного движения. Какие из них дали наибольший положительный эффект?
— Если брать по отдельности, то, пожалуй, массовое использование пешеходами и велосипедистами фликеров.
А вообще дорожная безопасность меняется под воздействием очень многих факторов. Назову два наиболее актуальных: улучшение качества дорог и подорожание топлива. Первый в разы сократил количество проблемных с точки зрения безопасности мест, второй — значительно уменьшил количество ненужных поездок. В итоге за прошлый год по Могилевской области было совершено наименьшее количество ДТП с 1991 года.