Согласно положениям статьи 40 Конституции Республики Беларусь, каждый имеет право направлять личные или коллективные обращения в государственные органы. Последние, а также должностные лица обязаны рассмотреть обращение и дать ответ по существу в определенный законом срок. Письменные должны быть рассмотрены не позднее 15 дней, а обращения, требующие дополнительного изучения и проверки, — не позднее 1 месяца, если иной срок не установлен законодательными актами.
Работа с обращениями граждан и юридических лиц регламентирована и ведется во всех без исключения органах государственной власти как на республиканском, так и региональном уровне. В настоящее время в республике действует Закон от 18.07.2011 № 300-3 «Об обращениях граждан и юридических лиц», Указ Президента страны от 15.10.2007 № 498 «О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан и юридических лиц», с изменениями и дополнениями, Директива Главы государства от 27.12.2006 №2 «О мерах по дальнейшей дебюрократизации государственного аппарата».
Основное количество поступивших в налоговый орган индивидуальных обращений — как письменных, так и устных — касается вопросов, связанных с применением норм налогового законодательства.
Согласно положениям подпункта 1.2 пункта 1 статьи 21, подпункта 1.5 пункта 1 статьи 82 Налогового кодекса, плательщик имеет право получать от налоговых органов письменные разъяснения по вопросам применения актов налогового законодательства, а налоговые органы и их должностные лица обязаны давать письменные разъяснения плательщикам по вопросам применения актов налогового законодательства. При этом следует отметить, что жалобы на решения по актам проверок, проводимых налоговым органом в пределах своей сферы контроля, не регламентируются положениями Закона. Такие жалобы регламентируются нормами Указа Президента страны от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (с изменениями и дополнениями).
Поступают в налоговый орган и анонимные обращения, содержащие, как правило, сведения о возможном получении физическим или юридическим лицом дохода. Исходя из положений ст. 23 Закона, к ним относятся обращения, в которых не указаны какие-либо из перечисленных сведений: фамилия, имя, отчество либо инициалы гражданина; адрес его места жительства (пребывания) и (или) места работы (учебы); наименование юрлица (полное или сокращенное); место его нахождения. Отсутствие этих данных не позволяет идентифицировать заявителя, поэтому анонимные обращения не подлежат рассмотрению. Исключение составляют случаи, когда они содержат сведения о готовящемся, совершаемом или совершенном преступлении и на основании п. 5 ст. 10 Закона организации обязаны в 5-дневный срок направить в соответствующие правоохранительные или другие госорганы подобные обращения.
Основания для проведения внеплановой проверки установлены нормой прямого действия в п. 9 Указа № 510. Анонимное заявление не является основанием для проведения внеплановых проверок.
Законодательство о порядке организации и проведения проверок достаточно жестко урегулировало вопросы периодичности их проведения и основания проведения. Указом № 510 одним из оснований для назначения внеплановой проверки установлено наличие у контролирующего органа информации, в т.ч. полученной от организации или от физлица, свидетельствующей о совершаемом (совершенном) нарушении законодательства с представлением документов, подтверждающих такие нарушения или факты (подготовкой внутренних (служебных) документов, содержащих указание на такие нарушения или факты и обоснование необходимости проведение проверки).
При обращении в налоговый орган с жалобой в отношении субъекта хозяйствования или физлица необходимо помнить, что к сообщению сведений о возможном совершении правонарушения юрлицом или индивидуальным предпринимателем должны прилагаться документы, подтверждающие изложенные в обращении факты, либо письменное согласие заявителя на дачу свидетельских показаний в отношении такого правонарушения или фактов. В ином случае при неподтверждении в результате проведенной проверки указанных нарушений или фактов и последующем отказе заявителя дать свидетельские показания проверяемый субъект вправе обратиться в суд с иском к заявителю о возмещении убытков, причиненных распространением сведений, не соответствующих действительности и порочащих его деловую репутацию.
Инспекция МНС Республики Беларусь по Осиповичскому району.