Когда Германия напала на СССР премьер-министр Уинстон Черчилль вздохнул с облегчением и немедленно объявил, от имени британского народа, что «мы окажем России и русскому народу всю помощь, какую только сможем».
Многоопытный политик терпеть не мог советских коммунистов, но к лету 1941 года Англия находилась в крайне уязвимом положении, и нападение вермахта на новую жертву по-крайней мере обещало некоторую передышку. Более того. Сложившаяся геополитическая ситуация позволяла наконец-то решить одну из жизненно важных для дальнейшего существования Британской империи задачи. Причем – бывает же такое! — интересы английских империалистов могли отстоять только советские войска. За эту помощь Черчилль был готов на многое.
…С проходом Гитлера к власти Персия превратилась в настоящую головную боль европейских политиков. Шах Реза Пехлеви начал активное сближение с Германией, видя в ней перспективного экономического партнера. Немцы действительно вкладывали огромные средства в развитие промышленности и транспорта своего союзника на Среднем Востоке, и, не торгуясь, скупали его продукцию, в первую очередь — шерсть и хлопок. Об этом предпочитают не вспоминать, но именно нацисты предложили переименовать страну в истинно арийском духе. В 1935 году Персия получила современное название Иран — «страна Ариев».
Все бы ладно, но в предвоенные годы прогерманский Иран имел крупнейшие в мире месторождения нефти и самые современные заводы по ее переработке. В начале 40-х европейская авиация могла получить достаточное количество высокооктанового бензина только оттуда.
Понимая, насколько опасным богатством обладает, шах Реза старался обезопасить свою страну в случае войны. Так, еще в 1921 году был подписан договор с СССР, по которому Красная Армия могла войти на территорию Персии, если возникнет угроза южным рубежам советского государства. В 1940 году, когда Франция капитулировала, Иран «выкрутил руки» Британии, получив за поставки горючего множество уступок и оставив за собой право дальнейшего торга.
С нападением фашистов на СССР Иран стал той самой южной угрозой, которую Советы имели полное право ликвидировать силой. Неудивительно, что уже 22 июня 1941 года английский посол в России напрямую поинтересовался у Молотова возможностью введения туда частей РККА. Наш министр иностранных дел, как всегда, от прямого ответа уклонился, но сигнал был принят и правильно понят. Правда, тем летом захват Ирана не являлся первоочередной задачей, поэтому британцам пришлось немало потрудиться, чтобы уговорить нового союзника к совместным действиям.
Операция по вторжению в Иран получила красноречивое название «Сочувствие» и проводилась с 25 августа по 17 сентября. СССР оккупировал северную часть страны, и это потребовало выделения значительных сил — трех армий и 500 боевых самолетов. Англичане же захватили юг — именно там была сконцентрирована иранская нефтеперерабатывающая промышленность.
Собственно, охрана нефтеперегонных заводов и линий поставок военной продукции в СССР и была их основной задачей. А вот планы Сталина были куда более изощренными. Советские и британские войска должны были покинуть Иран в 1946 году. Англичане выполнили свои обязательства, а Сталин попытался создать на севере страны марионеточное государство «Южный Азербайджан», которое должно было «добровольно войти» в состав СССР. И только неприкрытая угроза президента США Трумена вышибить советские войска силой принудила их покинуть Иран: конфликтовать со сверхдержавой, монопольно владеющей атомным оружием, Сталин не собирался…