В конце апреля подразделения 336 реактивной артиллерийской бригады проводили контрольные занятия на полигоне Даманово, в ходе которых совершали боевые пуски из РСЗО “Смерч” штатными — 300-миллиметровыми — снарядами.
Итоги боевой работы части оценены на “отлично”, а командир бригады полковник Александр Тишкевич, подполковник Алексей Мурашко, старший лейтенант Сергей Бирюк, лейтенанты Алексей Наймович и Владимир Масанский поощрены Министерством обороны.
На высшее военное руководство страны произвела сильное впечатление высокая результативность задействованного в учениях 3 реактивного артдивизиона. Точность попадания в цели, расположенные на расстоянии 20 километров от стартовых позиций “Смерчей”, оказалась безукоризненной.
Но не только снайперским мастерством отличились на этот раз осиповичские реактивщики. Не оставил равнодушными всех — в том числе министра обороны генерал-лейтенанта Юрия Жадобина и начальника ракетных войск и артиллерии генерал-майора Олега Земскова — креативный подход к маскировке боевых машин. Пусковые установки 336 реабр были закамуфлированы под… груженые лесовозы! Техника повышенной проходимости на базе шасси МАЗ-543, на котором монтируются и реактивные установки залпового огня “Смерч”, довольно широко применяется в лесохозяйственных учреждениях страны, так что подобный камуфляж выглядел совершенно естественным. Что же касается качества исполнения, то тут все было продумано до мелочей. Направляющие пусковых установок даже вблизи невозможно было увидеть под идеально подогнанными бутафорскими бревнами из горбылей, экипажи переоделись в настоящую спецодежду лесоразработчиков, кабины боевых машин выкрасили в обычные для мирной техники цвета…
Камуфляж любых военных объектов должен быть эффективным, поэтому выработка умений делать свою технику незаметной всегда была одним из важных элементов боевой учебы в 336 реабр. Долгое время акцент делался на маскировку неподвижных боевых машин, и, как показали учения последних лет, осиповичские реактивщики в этом деле настоящие мастера: могут даже в чистом поле сделать массивные “Смерчи” невидимыми. Но на Дамановском полигоне они сделали серьезный шаг вперед — показали возможность прятать и движущиеся пусковые установки.
Разумеется, это была не импровизация, а хорошо продуманная домашняя заготовка: “нестандартный” камуфляж требует серьезной подготовки, в каком-то смысле — даже творческого вдохновения. Точно сказать, кто первый предложил идею “Смерча-лесовоза” сложно, но в ее обсуждении и реализации принимали участие очень многие: решение подобных креативных задач добавляет интереса к службе.
Приоткроем военную тайну. Больше в 336 реабр подобный способ маскировки применять не будут: он, как говорится, “засвечен” и, стало быть, лишен эффекта неожиданности для вероятного противника. Но в запасе у части, которой доверено самое мощное оружие белорусской армии, уже есть несколько не менее эффективных наработок. Каких — возможно, узнаем со временем.
…Боевая техника используется не только по прямому назначению. Ее почетная обязанность — участие в парадах, проводимых по случаю важных государственных праздников. И нельзя сказать, что сложнее — выжать из тяжелой машины все возможное на полигоне или красиво продефилировать по городскому проспекту.
Уже более месяца экипажи восьми “Смерчей” под командованием заместителя комбрига по вооружению подполковника Владимира Пацовского готовятся к участию в параде военной техники, посвященном 70-летию освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков.
Пусковые установки, их экипажи и ремонтные подразделения дислоцированы в расположении одной из столичных воинских частей. До 17 мая проводилась тщательная диагностика сложных машин, устранялись все дефекты и “шероховатости” в их работе, для чего несколько раз привлекались специалисты Минского завода колесных тягачей.
Тренировки в движении начались недавно и продлятся до середины июня. Они ведутся ежедневно и в очень напряженном темпе — по 8 часов — на военном аэродроме, где точно воспроизведен маршрут парадного марша. Задействована самая разная техника, и это создает множество трудностей всем. Но все же наиболее сложные задачи предстоит решать экипажам РСЗО “Смерч” и зенитных ракетных установок “С-300” — эти боевые машины собраны на унифицированном 8-колесном шасси. Из-за габаритов и ограниченного обзора из кабин управление этими гигантами в парадном строю потребует полного сосредоточения и виртуозного владения грозной матчастью.