До призыва в армию осиповчанин Сергей РАЛЬКО выучился в Кировском СПТУ-66 на газоэлектросварщика и ощутил вкус честно заработанного в ремонтно-механическом цехе завода автоагрегатов рубля.
10 ноября 1984 года оказался в Туркменистане, в «учебке» изучал 82-мм миномет, много стрелял на полигоне.
В апреле восемьдесят пятого рядовой на земле Афганистана. Попал в 180 Краснознаменный ордена Суворова мотострелковый полк, место службы — застава, охраняющая 20-километровый участок дороги Кабул-Джелалабад.
— Нас там было немного, — вспоминает младший сержант запаса. — Командиры минометной батареи и взвода, старшина батареи и дюжина солдат-сержантов. Из вооружения — три автоматических 82-мм миномета «Василек». Стреляли залпом, в кассете — по 4 мины. У каждого, естественно, имелось личное оружие — автоматы. Все необходимое доставлялось с колоннами, свой повар готовил еду на полевой кухне, отдыхали в глинобитном домике, сооруженном предыдущими воинами. Была даже банька на 2-3 человека, где также стирали обмундирование. Жили дружно. Таджик ли ты был, русский, узбек, казах, армянин, белорус — без разницы, все равны, все — советские люди.
За 2 года заставу обстреляли всего трижды, причем обошлось без жертв и разрушений. Естественно, отвечали и сами огнем. Зато участок дороги, нам подконтрольный, «духи» опекали очень тщательно. И хотя перед прохождением колонны саперы обязательно все скрупулезно проверяли, снимая-обезвреживая мины и фугасы, но шла следующая — и вновь гремели взрывы под гусеницами БМП, колесами БТРов и автомобилей с грузами, летели кумулятивные гранаты, захлебывались крупнокалиберные пулеметы. И так — практически постоянно…
Домой Сергей Александрович вернулся в ноябре восемьдесят шестого. Поначалу пришел на прежнее место в коллектив автоагрегатчиков, затем работал в Руденске, на нашем заводе железобетонных конструкций. С супругой вырастили сына Максима.