Статистика знает все. В том числе и процентное соотношение между водителями, которые в любой ситуации предпочитают следовать правилам дорожного движения, и тех, кто эти самые ПДД «имеет в виду» по поводу и без повода. На белорусских дорогах первых порядка 85 процентов, вторых — около 15.
Среди нарушителей, каждый вторник и четверг ожидающих «разбора полетов» на административной комиссии в ГАИ, пропорция иная — примерно пятьдесят на пятьдесят. Никаких противоречий здесь нет: личным примером доказать действенность поговорки «и на старуху бывает проруха» могут даже самые опытные и добросовестные участники дорожного движения. Их больше, и, стало быть, они давят массой — в среднестатистическом смысле.
А вот 21 июля, когда нарушения ПДД на административной комиссии рассматривал временно исполняющий обязанности начальника ОГАИ Дмитрий Калита, случайных «залетчиков» оказалось подавляющее большинство.
Много неприятных мелочей
Первым оказался водитель с многолетним стажем и безупречной репутацией. Собственно, и первое его прегрешение не вызывает антипатии. Ехал по незнакомой трассе, поздно заметил знак ограничения скорости и вместо того, чтобы интенсивно затормозить, просто сбросил газ. На момент фиксации скорости его машины радаром превышение составило 17 км/ч. Банальное нарушение, цена которому 10 с полтиной деноминированных рублей (половина базовой величины). Обычно такой штраф выплачивается на месте и все довольны, но дело происходило вечером 30 июня, когда банкоматы всей страны отключились в предвкушении этой самой деноминации. Наличных денег у водителя не оказалось, вот и пришлось возвращать права через административную комиссию.
Лизинг — это круто
Особенно если именно ты владелец машины, взятой в долгосрочную аренду с перспективой выкупа… Которой зазевавшийся сосед по потоку от души врезал в задний бампер. Не сдуру — со всех лошадиных сил под капотом, а именно душевно, мягким касанием на минимальной скорости. Дело было на довольно сложном перекрестке в Минске, да еще во время часа пик. «Автор» столкновения — наш, осиповичский, к столичной суматохе мало привычный, вот и не хватило реакции.
Не будь «протараненная» машина в лизинге, эта история вряд ли бы имела продолжение. Ущерб лакокрасочному покрытию ее бампера оказался совершенно незначительным, так что проблему вполне можно было решить через страховые компании, которые без лишней бюрократии оплачивают ремонт ценой до 400 евро. Но в договорах о приобретении автотехники в лизинг слишком много строчек с мелким шрифтом, поэтому потерпевший водитель не рискнул брать на себя ответственность и настоял на вызове ГАИ. Впрочем, претензий к нарушителю безопасной дистанции он не предъявил, потому оштрафован тот был только по категории «иные нарушения» по минимуму — на те же 10 рублей 50 копеек.
К слову, в базе данных нарушений оштрафованный водитель присутствует. Четыре месяца назад ехал на машине с нечитаемыми от грязи номерами. О той поездке водитель рассказывать не захотел, сразу замкнулся и как-то даже сжался. Вряд ли такая реакция вызвана чувством досады из-за штрафа за перепачканные госномера.
Все бы ладно, но между минским столкновением и визитом в осиповичскую ГАИ прошло несколько дней. И как раз в этот период у водителя закончился срок действия медсправки. Обнаружился этот казус уже после выплаты штрафа — при изучении медсправки госавтоинспектором.
За правами нарушителю придется прийти еще раз — после прохождения медкомиссии. В этом нет особой проблемы, если бы не одно «но»: водитель сразу после административной комиссии должен был на собственном автомобиле ехать в Россию по каким-то неотложным делам. Он, собственно, и поехал — с талоном на временное управление транспортным средством. Будем надеяться, что на российских просторах ему удастся избежать дорожных казусов.
Очередь не только за штрафами
Среди тех, кто приходит на административную комиссию, есть не только нарушители ПДД, но и в хорошем смысле оборотистые люди, сообразившие, что таким образом они могут попасть на прием к руководству ОГАИ и получить необходимую консультацию.
Иногда вопросы задаются элементарные. Например, какие нужны документы, чтобы купить машину? Его задал пожилой мужчина, который, видимо, предыдущий автомобиль приобретал еще в эпоху СССР. Тогда эта покупка требовала гораздо больше формальностей!
Второй «нештрафной» вопрос потребовал юридической консультации. Ситуация такая. Водитель совершил ДТП с нанесением телесных повреждений, был осужден на четыре года лишения свободы и в данный момент отбывает срок. Но в приговоре сказано, что машина, которая находится на штрафстоянке ДУКПП «Райсервис», должна быть возвращена именно осужденному. Сам он авто забрать не может физически — кто ж его отпустит? Машину хочет забрать его жена, поскольку авто является общим имуществом, но по приговору у нее такого права нет. Поэтому женщине нужно будет попасть на свидание с мужем, а тот в присутствии начальника исправительного учреждения должен будет написать доверенность. А потом с этим документом пройти еще несколько инстанций. Непростое это дело — быть женой опасного нарушителя ПДД.