Майор запаса Александр ХОМЯК родился в Хабаровске, а детство провел в райцентре Переяславка, куда переехали родители. Закончив школу, поступил в Уссурийское высшее военное автомобильное училище, и вот — 1974 год: на плечах — погоны лейтенанта, в кармане — диплом инженера по ремонту и эксплуатации автотракторной техники.
Первое место службы — Краснознаменный Туркестанский военный округ. Три года — заместитель командира автороты в Ферганской долине, а затем старшего лейтенанта назначают командиром отдельной автороты в г. Джизак. За пару лет подразделение выведено в число передовых, и офицер с чистой совестью убыл в Чехословакию — в Центральную группу войск.
Командир автороты в танковом полку становится капитаном, назначается заместителем командира артдивизиона по технической части. В Осиповичи по замене прибыл в 1984 году — зампотехом реактивного дивизиона. Пришелся ко двору: и служба ладится, и в семье все в порядке — получил жилье, подрастают дочь Олеся и сын Владимир.
Что еще, казалось бы, нужно офицеру? Оказывается, адреналин: летом восемьдесят шестого он убывает в ТуркВО, но знает, что это дорога в Афганистан. Назначение получает в Кундуз — заместителем командира самоходного артдивизиона по техчасти в 395 мотострелковом полку. Который практически не выходил из боевых операций — рейдов, реализации разведданных, сопровождения колонн, поддержки огнем мотострелков при зачистке кишлаков и «зеленки»…
Работы зампотеху с подчиненными хватало с избытком. И на марше подрывались его «саушки», и в сжатые сроки самые разные неисправности исправлять приходилось. Проблем с запчастями, слава Богу, не было — только успевай работать.
— Теплых боксов, естественно, не было, — отмечает Александр Михайлович, — но вся боевая техника должна быть всегда в строю, заправлена и готова двигаться. Сигнал к выходу мог прозвучать в любую минуту, поэтому далеко не каждой ночью удавалось поспать.
Артиллеристы-самоходчики участвовали в боях в районе Файзабада, под Гардезом, Газни, в Панджшерском ущелье. Как-то колонна двигалась в район проведения боевой операции. Все спокойно, идем без остановок и каких-либо приключений. На подразделения, где были танки, САУ, зенитные самоходные установки, «духи», как правило, засады устраивали редко — знали, что достойное сопротивление встретят всегда. Но как только втянулись в ущелье, то попали под огонь из ДШК, гранато- и минометов: засады в горах, «зеленке» — излюбленный прием врага.
Кумулятивная граната попадает в бензобак Урала-375 — взрыв, топливо растекается и почему-то подумалось, что сейчас здесь будет настоящее горящее озеро. Хотя мысль моментально исчезла: загорелась машина сзади. За какую-то долю секунды из кабины с диким криком без оружия выскочил водитель в горящем на спине комбинезоне. Несмотря на огонь по колонне, его повалили на землю, сбили пламя. Водители машин лежали за колесами, стреляли в ответ. Помню, что удивился: «духи» всегда минировали обочины дорог, а тут — никто не пострадал…
Остаткам колонны командир приказал отойти назад, но под непрерывным огнем сделать это было очень трудно. Не помогли и две пары прилетевших вертолетов: заградительный огонь вести не могли, так как накрыли бы НУРСами и своих. Да и спуск с горы был очень крутым. Обстрел прекратился только с темнотой, и марш мы продолжили только утром.
Хлебнул с товарищами горя Александр и при проведении войсковой операции «Магистраль». Автомобиль с боеприпасами для САУ из-за взрыва мины остался без переднего колеса, Хомяк был контужен, но поле боя не покинул, в медроту не обратился, поэтому записи в личном деле об этом нет. А вот на груди офицера появился орден Красной Звезды — за личное мужество и героизм, знание вверенной техники и умелое руководство подчиненными по ее грамотному обслуживанию и ремонту.
Поломок, кстати, ведущих к незапланированным остановкам и чреватых непредвиденными потерями, во время маршей случалось немало. Оставляя машину пусть и с автомобилем технического замыкания и охраной, не было уверенности, что все вернутся живыми и здоровыми: сиротливо стоящая единичная техника — всегда лакомый кусок для врага. А ведь большинство солдат-водителей были из числа тех, кто только каких полгода отучился в автошколе ДОСААФ, прошел 500-километровый марш и оказался на войне…
— Расставался с сослуживцами тяжело, — вспоминает воин-интернационалист. — Было такое ощущение, что бросаю их в трудную минуту. На глазах многих тогда появились слезы…
В Осиповичах Александр Михайлович до увольнения в 1994 году в запас служил в реактивной бригаде начальником автомобильной службы. Передавал подчиненным богатый фронтовой опыт, рассказывал о 18-19-летних юношах, которые под обстрелом сидели за «баранкой», подрывались на фугасах и минах, но свой воинский долг выполняли мужественно, с достоинством и честью.
На «гражданке» он работал на заводе автоагрегатов и молочном комбинате, 8 лет отдал военизированной охране, а сейчас трудится сторожем в Поплавах. Свободное время? Любит повозиться на дачном участке, посидеть с удочкой на речке.