Александр Дивак родился в деревне Вязовница. Здесь прошли его детские и юношеские годы. До призыва в армию в мае 1985 года, как и отец, работал трактористом в родном колхозе «Красное Знамя».
— В советское время каждый мальчишка мечтал стать солдатом, — говорит Александр Григорьевич (на снимке вверху справа). — Поэтому, когда получил повестку из военкомата, обрадовался. По призыву попал в Ашхабад: здесь из новобранцев была сформирована команда под условным названием «21А». Для каких целей она предназначена, не сказали. Как потом оказалось, нас направили в школу подготовки сержантского состава, где вместе с товарищами постигал устройство бронетранспортера, учился на водителя. «Технику вы обязаны знать, как Отче наш», — постоянно повторяли командиры. Со временем стали догадываться, что служить будем в Афганистане. Испугались? Нет. Понимали, что ничего ведь не изменишь. И раз ты здесь, значит, должен подготовиться: быть физически сильным, морально устойчивым и технически грамотным. Поэтому старались… За день уставали так, что до кровати еле ноги дотягивали. Время учебы закончилось в конце октября. Помнится, как на общем построении командиры решили еще раз убедиться в силе духа своих подопечных, предложив выйти из строя тем, кто отказывается убыть в Афганистан. Никто не откликнулся. Кажется, что до сих пор стоит в ушах та гнетущая тишина, которая тогда установилась над плацем.
Два дня в пути — и младший сержант Александр Дивак прибыл в город Кундуз в 149-й гвардейский Ченстоховский Краснознаменный ордена Красной звезды мотострелковый полк. Приняв БТР-60, стал готовиться к первому сопровождению колонны с грузами, во время которого и прошло боевое крещение молодого паренька из далекой Белоруссии.
— Тот первый бой помню как в тумане. Длился он всего 40 минут, а казалось — часа четыре. Итог был неутешительный: сожжено два КамАЗа и Урал-375 с грузом, три человека ранены, один обожжен: кто-то из водителей пытался отогнать горящий автомобиль от нефтеналивника, и ему это удалось ценой собственного здоровья. Потом были еще десятки поездок, и каждый раз сопряженные с опасностью. Трудно было в горах. Машины скользили, пробуксовывали. Чтобы как-то улучшить сцепление с грунтом, водитель обязан был как можно быстрее обуть колеса в противоскользящие цепи. Если же хоть на долю секунды промешкал, растерялся, все — как говорят, пиши пропало. Тронуться с места тяжело, машина начинала катиться вниз. И тогда приходилось подставлять свой БТР и останавливать сползающий автомобиль. Поэтому, как правило, всегда ездили с открытыми дверцами, чтобы в последний момент успеть выскочить из кабины. Дважды приходилось видеть, как КамАЗы летели в пропасть. Зрелище жуткое…
Сержант Дивак сопровождал колонны как по «южному» маршруту Кабул — кишлак Суруби-Баграм, так и по «северному» — кишлак Доши, Чарикарская зеленая зона, перевал Саланг, Кабул, кишлак Аминовка-Баграм.
Не раз его БТР подрывался на минах, но, к счастью, сам оставался живым, хотя не обходилось и без ушибов. Особенно запомнился бой в районе кишлака Ханабад. Пострадала машина, лишившись двух колес, а на Александре только царапины и синяки. Командир тогда сказал, что парень родился в рубашке.
«Афганец» вспоминает не только о боях:
— Новый год встречали, к примеру, трижды: по московскому, ташкентскому и афганскому времени. Что еще удивляло и даже раздражало: до нашего подъема еще час сна — целая вечность, а тут в пять утра начинается проповедь муллы из громкоговорителей. И где уж тут поспишь? Но потом научились не обращать внимания на такие вещи и спали крепко. Что дал мне Афган? Из нас, 18-летних пацанов, сделали настоящих мужчин. Научились взаимовыручке, умению ценить настоящую мужскую дружбу. Верили товарищу, как самому себе, и спасали его, не думая о собственных жизнях. А помогала выжить на войне без линии фронта, тыла и флангов вера в необходимость помощи афганскому народу и любовь к родной земле.
Ровно через 2 года Александр Дивак был уволен в запас. Вернувшись домой, устроился водителем в автопарк № 19. Через год переехал в Липень, где предложили работу трактористом на участке леспромхоза ОАО «ФанДОК», которому он отдал уже 28 лет. Работа тяжелая, отнимающая много сил и времени. Но дома — надежный тыл: жена Лиана Михайловна — хорошая хозяйка, заботливая жена и любящая мать. Радуют также дочь и двое внуков.
— Часто вспоминаю службу, боевых товарищей. И горжусь: служил достойно, поставленную задачу выполнил, вернулся домой живым. Работаю за себя и за того парня, который остался там, «за речкой».