Кто-то их остерегается — как бы ни сказали чего ужасного, другие встречают с последней надеждой, многие бесконечно признательны. В разное время и с различными эмоциями, но к людям этой профессии обращался каждый: они принимают нас на свет и констатируют уход из него. А между этими двумя моментами делают все, чтобы жизнь человека не омрачалась болью или ограничениями. Сегодняшняя беседа с заместителем главврача ЦРБ (по медицинской части) Павлом Шатило.
— Каким же был ваш путь в медицину?
— Когда в первом классе спросили, кем хочу быть, машинально ответил: «Врачом». А потом и сам в это поверил: чем был продиктован детский ответ, не знаю, но в другой профессии себя не видел. Родители поддержали выбор, согласившись, что труд врача очень благородный. Окончил биофак Могилевского областного лицея, потом была учеба в Белорусском государственном медуниверситете. Интернатуру проходил в Бобруйске, а затем два года работал в Мстиславской районной больнице.
— Выбор специализации был неслучайным?
— Хирургия привлекала своими возможностями. Это, пожалуй, единственное направление медицины, где можно не просто снять обострение или уменьшить боль, а вылечить радикально, быстро поставить человека на ноги: виден результат работы, который, кстати, обычно радует.
— Операции запоминаются?
— Их было много, и чаще всего на брюшной полости. Стандартные, рутинные, конечно, забываются, помню необычные, в которых нужно было быстро принять решение. Например, стали удалять аппендикс, а в процессе обнаружили на яичнике раковую опухоль, пришлось убрать и ее. Пациентку спасли и направили на дальнейшее лечение в онкодиспансер.
— Случалось ли, что хотелось вернуться назад, чтобы что—то изменить?
— Слава Богу, нет. Существенных ошибок не было. Хоть и разработаны клинические протоколы, но часто только врач решает, как правильно поступить с учетом индивидуальных особенностей пациента и течения болезни. А для проведения операций в нашей больнице созданы все необходимые условия.
— Почему решили дополнительно получить специальность онколога?
— Самая неизученная отрасль. Пока рак не излечивается, его только можно перевести в стадию ремиссии, поэтому все усилия направляем на профилактику и раннюю диагностику.
— И должность начмеда способствует организации диагностики в рамках района.
— В некоторой степени да. С прошлого года мы разработали мероприятия по максимальному обследованию жителей Осиповщины. Одно из них — проведение колоноскопии и ФГДС, они, поверьте, очень информативны: у трети пациентов выявляется та или иная патология. Полипы мы удаляем сразу: через несколько лет на их месте может развиться опухоль. Обследование будем продолжать.
— Что еще планируете в плане улучшения работы с населением?
— Обследовать работников всех предприятий. Приобщать людей к здоровому образу жизни — и медработники в этом должны показывать пример! Формировать положительный ментальный статус, чтобы пациент совместно с доктором решительно боролся с болезнью. Естественно, хочется пополнить материально-техническую базу новым оборудованием, осваивать все большее количество манипуляций, использовать новые методы лечения.
— Каково молодому руководителю работать с коллективом?
— По-разному. Не- просто бывает направить на внедрение чего-то нового. Хочется повысить взаимопонимание между медперсоналом и пациентами, желание слышать и уважать друг друга: ведь решаем мы общие задачи.
— Снимая белый халат…
— Спешу домой, где меня ждут жена и двухлетняя дочка. Люблю совместные прогулки в лес и на речку, где можно восстановиться после будничных забот, набраться новых сил.
Инна ЗАСКЕВИЧ.