Вой сирен, мигающие «маячки» — ярко-красный пожарный автомобиль мчится на вызов. Сейчас все в руках водителя: именно от его умения, сноровки, внимательности зависит, как быстро и насколько безопасно доедут спасатели до нужного места.
Хоть со стороны и кажется, что никаких правил дорожного движения для пожарных не существует, однако это далеко не так. Водитель ПАСЧ — пожарной аварийно-спасательной части — не может позволить себе ехать на максимальной скорости, не разбирая дороги. Хоть каждая минута на счету, однако он не имеет права создавать аварийные ситуации. В общем, обязан быть настоящим виртуозом на дороге, просчитывая все возможные варианты буквально за доли секунды.
Думаете, такое невозможно? Или учиться подобному нужно чуть ли не с детства? Водители местного отдела по чрезвычайным ситуациям Алексей Михновец и Александр Шляхтин могут легко это опровергнуть.
Мужчины пришли работать в РОЧС чуть меньше года назад, имея за плечами определенный жизненный опыт, семьи, детей. Одному 33 года, второму — 37. Оба — водители со стажем.
— У меня в РОЧС много знакомых работает, — рассказывает Алексей. — Однажды предложили прийти сюда на должность водителя. За рулем с 18 лет, поэтому решил попробовать. За полтора месяца прошел массу медкомиссий и, в итоге, был принят на работу. Сейчас чувствую, что нашел действительно то, что по душе. Хотя труд не из легких, требует большой концентрации внимания и ответственности. А еще, машина укомплектована различным оборудованием, с которым также должен уметь обращаться водитель. Например, моя задача — подключить пожарные рукава и подать воду. Однако всему можно научиться, тем более что регулярно проводятся специальные занятия, отведено время на самоподготовку.
Первый день в РОЧС, и сразу с пожаром: по ул. Бобруйской горел дом. Конечно, я был еще в роли стажера, всем процессом управлял Александр Гасман, но впечатлений хватило. Сейчас уже все делаю сам, но, естественно, работающие 10-15 лет знают гораздо больше. И они охотно делятся опытом с начинающими.
График работы вполне устраивает: стал гораздо чаще видеться с родными, а раньше неделями в рейсах пропадал. Супруга Елена, дети Мария и Константин относятся с пониманием, даже гордятся мной…
— Я тоже несколько лет работал водителем дальнего следования — это была еще мечта детства, — говорит Александр. — Но потом оказалось, что долгие и дальние поездки — не совсем то, что мне нужно. Когда решил сменить место работы, выбор пал на отдел по чрезвычайным ситуациям, где были вакансии. И не прогадал. Коллектив хороший, командиры понимающие, работа нравится.
Конечно, были некоторые сложности, связанные с возрастом. Если в 20 лет учишься всему и сразу, то в 37 приходится отчасти переучиваться. Естественно, за плечами уже есть определенный опыт работы, какие-то привычки, навыки, «фишки». Случалось, на первых порах и ошибки допускал. Исправляли, объясняли, что не так, но все это по-доброму. Ведь, согласитесь, нельзя, чтобы в подобных структурах возникали какие-то разногласия. Как можно полностью доверять человеку, с которым у тебя какие-то недомолвки? Поэтому только шутки, только, скажем так, отеческие наставления и советы. Пусть даже и от ребят, которые моложе.
Первый день в пожарной части оказался весьма насыщенный. Дали специальную литературу, список вопросов, на которые нужно знать ответы. Пришлось и специальные нормативы сдавать. Вначале приходилось одергивать себя, придерживать. Даже сейчас все еще ощущаю за собой 18 метров фуры. Хоть и пожарный автомобиль не маленький, а разница в управлении все же имеется. Но мне с детства нравились большие машины — умею с ними обращаться. Да и 17 лет водительского стажа — немалый срок.
Кстати, родной брат тоже работает в подобной структуре в Норильске. Дочь Валентина, которой 14 лет, уже сейчас собирается связать жизнь с МЧС: вполне логично рассуждает о престиже и плюсах работы, учитывая и некоторые сложности. А средний сын Константин хочет стать дальнобойщиком. Только младший Олег не определился пока.
В общем, доволен, что пришел работать в РОЧС. Жалею только о том, что не сделал этого раньше.
Оказывается, научиться премудростям почти экстремального вождения может каждый, кто в этом заинтересован. И не важно, 20 вам лет или на десяток-полтора больше. Вполне реально и в не совсем юном возрасте прийти и достойно работать в РОЧС — было бы желание. У Алексея Михновца и Александра Шляхтина все получилось — это ли не отличный пример для сомневающихся?
Мария ТАЛЕЙКО.
Пожалуй, пример действительно отличный. Я вот тоже собираюсь стать водителем РОЧС, хотя совсем не юнец.