263 базу хранения, ремонта и утилизации средств связи сложно назвать обычной воинской частью — очень уж специфические задачи выполняет. А в последнее время этой специфики стало еще больше: на территории части функционирует филиал РУП “Белспецконтракт”, который занимается продажей имущества, более не нужного Вооруженным Силам. Торговля идет бойко: за прошлый год реализовано войскового оборудования, приборов, автотехники на 2,275 млрд рублей.
Вообще такая торговля ведется уже довольно давно, но в последнее время ее организация стала намного более удобной для покупателей. Если раньше для приобретения приглянувшегося требовалось обязательное посещение головного офиса “Белспецконтракта” в Минске, то теперь купить все, что предлагает та же 263 бхрусс, можно прямо на месте и без лишних формальностей. Правда, когда предметом купли-продажи является автомобиль, процедура усложняется: представитель “Белспецконтракта” прежде проверяет, нет ли еще желающих совершить эту же сделку. Если претендентов несколько — объявляется аукцион.
Возникают конкурентные ситуации редко. Техники на продажу выставляется довольно много, да и заинтересованные покупатели проявляют расторопность. Обычное дело, когда человек приезжает на базу за машиной, уже заплатив за нее, и берет товар “не глядя”. Причины просты: при описании конкретного продаваемого автомобиля честно указывается степень его износа. Если же внимательно следить за новыми поступлениями, вполне реально купить по приемлемой цене машину, имеющую пробег всего в несколько тысяч километров!
Легковые внедорожники УАЗ-465 и кунги на шасси ГАЗ-66 разметают почти как горячие пирожки. “Рабочие лошадки” ЗИЛ-131 тоже идут неплохо: в приобретении заинтересованы многие отечественные предприятия. Мощные, но неэкономичные грузовики повышенной проходимости “Урал-375” довольно долгое время продавались вяло, но коммерсанты все же нашли способ заработать и на этих машинах. Схема простая. Перевозят купленные “Уралы” в Россию, а там меняют прожорливые бензиновые двигатели на современные дизеля. “Оттюнингованная” таким способом техника на российском рынке имеет устойчивый спрос.
На сегодня база имеет на продажу несколько автомобилей ГАЗ-66 с жестяным кунгом, но в течение года планирует реализовать около 60 машин разных типов и модификаций. Больше не позволяют возможности: ведь прежде, чем продать армейский автомобиль, его нужно “демилитаризировать” — снять установленную аппаратуру. Демонтаж спецоборудования требует немало времени, а штат задействованных на этих работах специалистов невелик. Впрочем, с учетом актуальности задачи — Минобороны заинтересовано в скорейшей распродаже ненужного имущества — это “узкое место” наверняка будет устранено.
Выставляемые на продажу машины, кунги, передвижные электростанции и другая крупногабаритная техника хранится на специальной площадке в глубине территории базы. Рядом установлено большое сборно-разборное хранилище, где размещены образцы более компактных изделий. Номенклатура широкая: всевозможные измерительные приборы, бензогенераторы, сваренные из труб каркасы антенн, складные стулья, подъемные тали, различные кабели, электродвигатели, радиодетали…
Некоторые из предлагаемых товаров — к примеру, полумуфты для соединения кабелей — очень востребованы “штатскими” связистами, которые с удовольствием используют их по прямому назначению. Другие — Г-образные рамы антенн или тележки для перевозки бухт кабеля — могут использоваться для монтажа каркаса садовой беседки (первые) и удобной садовой тачки (вторые). Ну а как применить в хозяйстве компактный и высокопроизводительный дистиллятор, — объяснять, наверное, никому не надо.
Вообще изделий, которые бы висели мертвым грузом, в имуществе связи нет. Если что-то не находит потребителя, установленная цена снижается, пока не проявится интерес. Так произошло с “бэушным” кабелем для полевой связи, запасы которого на базе весьма велики. Когда установилась “правильная” цена, тут же объявился коммерсант, пожелавший купить весь предлагаемый кабель. Какую выгоду может дать подобное вложение денег, на базе не знают, да и особенно не стремятся узнать. Все-таки продажа списанного имущества для бхрусс — задача второстепенная. А вот модернизация состоящих на вооружении систем связи и внедрение новых, перспективных образцов — основная, а лучше сказать, стратегически важная.
Собственно, переход на цифровые технологии и стал одной из причин распродажи устаревшего оборудования. Прогресс налицо: современная, разработанная в нашей стране техника связи превосходит советские аналоги по всем характеристикам. Так что если ранее для выполнения определенных задач по управлению крупными воинскими формированиями в режиме реального времени требовалось оборудование, которое с трудом размещалось в 7 грузовых автомобилях, то теперь достаточно одной машины, причем значительно меньшей грузоподъемности. Пример взят из жизни: техника связи, о которой идет речь, в данный момент монтируется в крохотном багажнике легкового внедорожника “Богатырь”. Сегодня эта машина находится на острие военно-технических ноу-хау, но ведь прогресс неумолим, так что через какое-то время чудо-“Богатырь” устареет и будет продаваться через “Белспецконтракт”. Не исключено — на филиале, расположенном на 263 бхрусс.
Следите за пополнением прайс—листов на сайте РУП “Белспецконтракт” (bsk.by).
Дмитрий САВРИЦКИЙ.