О, письма фронтовые грозных лет —
Бесценней документов в мире нет…
Евгения Кирпонос.
Великая Отечественная война смотрит на нас глазами фронтовиков со старых фотографий. Память о ней живет в книгах, фильмах, стихах, письмах.
Именно письма военной поры и были предметом разговора учащихся СШ № 2 на первом уроке гражданственности в новом учебном году. Литературно-музыкальная композиция стала продолжением мероприятий, посвященных 70-летию освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков и победы советского народа в Великой Отечественной войне в рамках патриотической акции учащейся молодежи «Спасибо солдатам Победы за то, что не знаем войны». Реализация данного проекта осуществилась благодаря сотрудничеству школы с районным историко-краеведческим музеем.
Фронтовые письма. «Почему нам бесконечно дороги эти пожелтевшие от времени листочки, к которым прикасаемся с таким волнением и осторожностью»? — на такой вопрос и дали ответы ребята.
Андрей Жидович:
— Само время определило их судьбу: быть исторической ценностью. С началом военных действий нарушилась привычная жизнь огромного количества людей. Миллионы людей оказались разлученными. Почта часто была единственным связующим звеном. В этих письмах сквозит забота о бесконечно дорогих людях.
«Здравствуйте, дорогие родители, Маша, Валентина и Мария. В первых строках письма сообщаю, что жив-здоров, чего и вам желаю. Письма ваши получаю…» — читаем в письме нашего земляка Ивана Сидоровича, уроженца деревни Ясень. Подобное начало характерно для большинства прочитанных сообщений того времени.
Алена Сергеева:
— Написанные бесхитростным языком письма поддерживали родных в суровые военные годы. В сообщениях на фронт родные не хотели рассказывать о трудностях и часто приукрашали действительность. Солдаты же прекрасно понимали, что в тылу бывает не легче, чем на передовой.
«Здравствуйте, отец, мать, братья и сестры! Прежде, чем начать писать вам краткое письмо, разрешите передать низкий поклон. Прошло уже полтора месяца, а от вас нет ни слова, что приводит ко всяким думам. В пройденное время все могло случиться и со мной, и с вами, ибо фашисты не считаются ни с женщинами, ни со стариками и детьми, чему очевидец я сам.
Мамаша, пишите скорее, я жду. Часто вспоминаю ваш разговор, одежду и походку, как вы работаете. Возможно, вас кто обижает, сообщите мне, обо всем напишите понемногу.
Возможно, скоро буду дома, потому что война идет к концу. А кому суждено погибнуть — от смерти не спасешь»…
Анастасия Батухтина:
— Хоть письма и носят скорей не документальный, а художественный характер, нельзя отрицать, что история Великой Отечественной глазами ее участников — важный исторический источник. Пусть военная цензура просматривала каждый солдатский треугольник, да и сами солдаты старались не писать лишнего, но в скупых строчках посланий с фронта встречаются порой даты, названия мест отправки, обмолвки о готовящихся операциях. Вот, например, выдержка из письма уроженца деревни Цезарево Яновского сельсовета Ивана Алешкевича: «Вступил я в бой разведчиком 140-й дивизии в феврале 1943 года. Шел пешком со станции Елец, что около Москвы, и дошел до Карпатских гор… А 24 апреля 1944 был ранен. Подлечился.
Много приходилось приводить немцев, и по одному, и по 47 водили, а нас было всего 7-9. Часто я ездил в тыл к немцу, связывался оттуда с партизанами»… Конечно, изложенные факты требуют в дальнейшем глубокого изучения.
Никита Михадюк:
— Никто из бойцов не знал не только того, суждено ли ему увидеть победу, но и доживет ли он до завтра. «Домой, может, и не вернусь: далеко идти, а Карпаты большие», — читаем в одном из писем. «Война меня сделала старым, но это ничего. Только бы выйти живым и здоровым». Мысль о том, что дома любят и ждут, а также уверенность в том, что они защищают семью, согревала, придавая решимости. Об этом говорят следующие строки: «Решили сложные вопросы. Румынов прибрали к рукам. Сейчас идем в Венгрию. С каждым днем все больше приближаемся к Германии». Делятся самым желанным и сокровенным: «Здравствуйте, родители, а также брат и сестры. Низкий поклон и фронтовой привет от сына и брата. Мечтаю, что скоро закончится война, увидимся с вами, пожмем руки, поцелую вас всех».
Валерия Алиферович:
— Держу в руках фронтовой треугольник. На первый взгляд — пожелтевший лист бумаги, исписанный аккуратным почерком. Но почему именно это солдатское письмо заставило чаще биться сердце? Это не просто письмо из 45-го, это слова моего прадеда — Ильи Нестеровича Петрушкова, написанные 9 мая 1945 года жене. С первых строк письма чувствуется атмосфера радости и счастья, гордости за свой народ, веры в мирную жизнь: «И вот настал он, долгожданный день, о котором мечтали не только в нашей стране, но и все народы мира.
Разреши мне поздравить тебя и всех родных с окончанием войны, с праздником Победы.
Наконец, враг почувствовал силу и удары победоносной Красной Армии, захлебнулся в своих подлых делах и издевательствах.
Враг разлучил нас с тобой на несколько лет, он заставил меня и тысячи таких же, как я, пролить свою молодую кровь. Нет слов, которыми можно было бы выразить ненависть этим человекоподобным зверям. Нет слов, чтобы выразить радость всего народа»…
Строки письма передают чувства, которые испытывал народ-победитель. Читаешь письма и как будто переносишься в те далекие, но долгожданные и дорогие дни. «Когда радио сообщило об окончании войны, проснулась вся Москва. Народ высыпал на улицы с песнями, плясками. Целуют друг друга. Красная площадь заполнилась москвичами. Эту ночь в столице никто не спал, как и в других городах необъятной Родины. Да и разве уснешь в такой день?»
Письма с фронта до сих пор бережно хранят в семьях. У каждого треугольника своя история, счастливая или печальная. Ученики СШ № 2 просят откликнуться тех, у кого сохранились письма или документы военных лет. Телефон для контактов 23-7-80.
Наталья ЩЕРБАЧЕНЯ,
руководитель музея истории школы.