Появление нового вида синтетических галлюциногенов, называемых в народе «спайс» или «легальный микс», стало своего рода прорывом в наркоторговле. Причем, дело не столько в дешевом производстве, сколько в очень грамотном продвижении товара. Для его «раскрутки» использовался богатый арсенал маркетологического «каратэ» — действенных, хотя и не корректных с точки зрения морали методов. Способы реализации также продуманы до мелочей: розничное распространение идет по системе сетевого маркетинга (совсем как популярный «Орифлэйм»), а для шифрования покупателей и продавцов используются безграничные возможности интернета: социальные сети, скайп…
Первая волна продаж «спайса» — тогда по уровню воздействия на психику он был близок к «классической» марихуане — в Беларуси прошла в 2010 году. Через несколько месяцев новый вид «дури» практически исчез, но скоро вернулся — к уже подготовленной потребительской аудитории, хорошо знающей, где и как приобретать запретное курево.
Это — розница. Что же касается оптовых поставок, то тут еще интереснее. Не хотелось бы впадать в конспирологию, но… Судя по перечисленным выше признакам очень похоже, что реализуется широкомасштабный антиобщественный бизнес-проект, довольно устойчивый к усилиям правоохранительных служб целых стран и агрессивно вытесняющий традиционные виды наркотиков. Кто стоит у истоков «спайсовой» реки — пока неизвестно. Есть предположения, что это китайская мафия, но это не так и важно. Куда существеннее другое: почему в ХХI веке люди испытывают потребность в подобной опасной «химии»?
Поговорить на эту тему согласились Вадим Боложко — старший уполномоченный группы наркоконтроля и противодействия торговле людьми райотдела милиции, Вероника Пинчук — педагог-психолог ГУО «Гимназия г. Осиповичи», и Семен Курочкин* — бывший курильщик «спайса» и наркодилер.
Вадим Боложко:
— В районе «спайс»-бум начался в сентябре 2012 года. В то время бороться с появившимся видом психостимуляторов было крайне сложно: состав курительных смесей постоянно менялся, выявленные правоохранителями активные вещества в них заменялись вполне легальными. Из-за «мутаций» перечень запрещенных для применения в Беларуси химических соединений в 2013 году расширялся в пять раз! Потом, похоже, возможности изобретения очередных вариантов наркотика иссякли, и позже новые разновидности «миксов» уже не появлялись.
Нынешние курительные смеси по психотропной мощности на порядок превосходят марихуану, однако их воздействие на организм в целом до конца не выяснено. Известно только, что в состоянии наркотического транса потребители могут настолько отрываться от реальности, что становятся опасными для себя и окружающих. Зарегистрирован случай, когда двое парней накурились, после чего один отключился, а второй решил, что они роботы, причем неисправные. Пытаясь провести «ремонт», расчленил тело приятеля, а потом вспорол себе живот…
Популярность курительных смесей сегодня весьма высока: по данным РОВД, примерно 25% осиповчан в возрасте от 16 до 28 лет хотя бы раз пробовали «спайс». Постоянными потребителями чаще всего становятся мужчины и юноши из семей со средним достатком, и это, пожалуй, единственная общая черта данной «группы риска».
С ноября прошлого года по теперешний апрель за распространение «миксов» было привлечено к уголовной ответственности 35 человек, в том числе представители трех наиболее активных наркодилерских групп. Нельзя сказать, что это решило проблему (минимум еще 20 человек реализуют адское зелье), но приобретать наркотик в Осиповичах стало сложнее. Теперь дилеры боятся делать запасы, поэтому «спайс» у них бывает не всегда. Конечно, можно купить смесь в Минске, но ведь далеко не каждый может ездить в столицу именно тогда, когда чувствует потребность в наркотике.
Кстати, не все знают, но даже если «спайс» передается безвозмездно — в долг или как подарок — с точки зрения закона это все равно считается распространением наркотиков. А за него наказание суровое: до 13 лет лишения свободы.
Вероника Пинчук:
— Популярность «спайса» нужно рассматривать не обособленно, а как составную часть психологической зависимости, к которой склонно примерно 30% человечества. Виды зависимостей достаточно разнообразны: шопоголизм и хроническое переедание, игромания и поиск острых ощущений, интернет-зависимость и даже религиозный фанатизм. Ну и, конечно, табакокурение, алкоголь, наркомания…
Во многом все эти отклонения от биологической и поведенческой нормы являются попыткой человека приспособиться к дискомфортным для него условиям. Но здесь есть скрытая опасность: навязчивая потребность в использовании тех или иных стимуляторов сопровождается привыканием, поэтому для получения привычного эффекта требуется все более высокая их концентрация.
Склонность к поиску неестественных способов снятия стресса — одна из наиболее сложных проблем в современной психологии. Пока не будет найден действенный способ ее решения, ту же наркоманию можно всего лишь сдерживать. Причем прямые запреты мало что дадут: пока зависимый человек не будет иметь равную по воздействию, но безвредную альтернативу, от опасной зависимости он окончательно не избавится.
Что касается непосредственно «спайса», то его востребованность в молодежной среде можно объяснить сочетанием материального благополучия и неуверенности — по самым разным причинам — в завтрашнем дне. При таком восприятии себя в обществе возникает соблазн жить только сегодняшним днем, а значит, позволять себе все.
Как ни банально это звучит, но в крепкой, дружной, морально и физически здоровой семье психологические зависимости возникают крайне редко.
Семен Курочкин:
— «Спайс» попробовал из любопытства. Понравилось. Курил семь месяцев, постоянно увеличивая количество «хапок»**. Дошло до того, что мне нужно было «догоняться»*** до 8 раз в сутки. Стоила покупка «полок»**** немало, но вопрос с деньгами решается просто: покупаешь за 150 долларов 10 граммов активного вещества, «бодяжишь»***** его в нужной пропорции с табаком, и продаешь готовые к употреблению «полки» по 100 тысяч за штуку. В неделю можно было получить 10 миллионов.
Конечно, есть немалый риск быть пойманным, но когда плотно «сидишь» на «спайсе», реальность воспринимается в совершенно ином масштабе.
Вообще любителя «дунуть»****** заметить легко. Он закрывает голову капюшоном или кепкой с козырьком, прячет глаза за темными очками, сильно сутулится. Приметы в одежде, скорее, знак принадлежности, а вот покраснение глаз, изменение осанки — прямое следствие. «Спайс» буквально выжигает энергию, держать спину ровно просто нет сил. К тому же, сохнет роговица, поэтому приходится постоянно пользоваться каплями для глаз.
По сути, какого-то особого кайфа от «спайса» не чувствуешь. Зачем тогда он нужен? В каждой компании — если, конечно, она не состоит из социально-пассивных и зацикленных на чем-либо людей — всегда найдется тот, кто его пробовал и знает, где достать. А запретный плод — как не попробовать?..
Когда сидел в СИЗО, прошел ломку и теперь зависимости от курительных смесей не чувствую. Повторно на них не сяду, это — пройденный этап. Знал ли, когда начинал, что «спайс» опасен? Конечно. Только пропаганда здорового образа жизни как-то не вдохновляет…
* * *
Вот такое намечается единство и борьба противоположностей. Милиция в поте лица борется, психология ищет причины, а любители «спайса» знай себе «дуют» и нисколько не сожалеют ни о потерянных деньгах, ни о времени, ни о здоровье. Одним словом — грешат.
Что по этому поводу думает православная церковь?
Слово — протоиерею Геннадию Сирошику, настоятелю храма в честь иконы Божьей Матери «Всех скорбящих Радость», который имеет немалый опыт общения с миксоманами:
— Главный грех тех, кто употребляет этот вид наркотиков — гордыня. Они не чувствуют вины за то, что творят. Алкоголь тоже страшное зло, но пьющие, по крайней мере, осознают, что поступают плохо. Именно из-за гордыни так сложно помогать жертвам миксов возвращаться к нормальной жизни.
Но у церкви есть одно преимущество: люди испытывают доверие к священнику, подсознательно готовы слушать его и говорить откровенно. Такой разговор важен. Чтобы побороть страсть к наркотику, как и к любому другому греху, нужно изменить свое мышление, свой образ жизни, правильно взглянуть на мир, научиться избегать пагубных соблазнов. У христианской религии огромный опыт духовной терапии…
Но сами миксоманы в храм не идут, и принуждать их к этому нельзя: человек должен идти к Богу по собственной воле. Так что здесь надежда только на близких, их умение дипломатично уговорить заблудшую душу на такой поступок.
Постфактум
Наверное, с этим согласятся и самые упертые атеисты: в позиции отца Геннадия есть рациональное зерно. Конечно, религия не может решить проблему «спайса», но некоторым из его жертв она наверняка может помочь.
Вдумаемся в классическую цитату Карла Маркса: «Религия — это вздох угнетенной твари, сердце бессердечного мира, подобно тому как она — дух бездушных порядков. Религия есть опиум народа…». И вспомним, что сказал психолог о безвредной альтернативе опасным зависимостям.
К сведению:
* имя и фамилия изменены
** выкуривание самокрутки с небольшим, обычно 0,02 г, количеством «спайса»
*** повторно курить «хапки» в течение короткого времени
**** стандартная доза «микса» (0,5 г ), продаваемая наркодилерами
***** разбавлять активное вещество наркотика нейтральным наполнителем
****** курить «спайс»