Право имеешь?
Какой главный документ автомобилиста? Ошибаетесь: во-все не водительское удостоверение, а медицинская справка. Хотя бы потому, что права выдаются при ее наличии, а без своевременного продления оной — автоматически становятся недействительными.
Прохождение водительской комиссии для большинства автовладельцев не более чем формальность, однако это не значит, что врачи-эксперты делают свою работу спустя рукава. Просто водительская комиссия — это что-то вроде вершины айсберга в системе контроля за состоянием здоровья водителей.
По словам председателя водительской комиссии Осиповичской райполиклиники Ирэны Пастерняк, ежемесячно около 10 человек лишается права садиться за руль по медицинским показаниям. Как правило, это люди, перенесшие инфаркты, инсульты и другие заболевания, связанные с координацией движения и способностью концентрировать внимание. Лишение прав по медпоказаниям происходит обычно на срок от полугода до года — пока больной проходит курс реабилитации. Бывает и «пожизненная дисквалификация» — если возникают неустранимые проблемы со здоровьем.
В список патологий, при которых вождение может быть запрещено, входит и мерцательная аритмия. У водителей с этим недугом отрицательный вердикт врачей обычно вызывает нервную реакцию вплоть до написания жалоб и обращения в вышестоящие инстанции. А все потому, что при мерцательной аритмии человек может не чувствовать ничего, кроме периодических приступов сердцебиения. Понятно, ему трудно поверить, что каждый такой приступ может закончиться головокружением, общей слабостью, потерей сознания и даже инсультом.
Плохая новость: с каждым годом случаев этого коварного недуга становится больше. Возникает же он в том числе из-за «популярных» отклонений от биологической нормы: избыточной массы тела, алкогольной интоксикации, гипертонии.
Особая категория — «умеренно здоровые» водители, проверять самочувствие которых нужно чаще, чем у полностью здоровых. И если у последних справка выдается на стандартную пятилетку, то у первых это может быть год, два, три. Во многом частота прохождения водительской комиссии зависит от содержания медицинской карточки. Если в контрольный период обращений к профильному врачу не было, и состояние автовладельца не ухудшилось, время до следующего визита на медосмотр, скорее всего, будет большим.
Возрастных ограничений для получения заветной справки нет, но водители-профессионалы категорий «C», «D», «E» после 50 лет должны проходить медосмотр ежегодно, а любителям-пенсионерам по достижении 60-летнего рубежа этот документ выдается не более, чем на 2 года.
По статистике, свой крайний раз осиповичские пенсионеры проходят медосмотр в 70 лет (женщины) и 75 (мужчины)…
Но хватит о здоровье, поговорим, наконец, о деньгах. Прохождение водительской комиссии сегодня стоит (округленно) 70 тысяч рублей. Техосмотр — вместе с пошлиной на право пользования дорогами — «тянет» примерно еще на 700 тысяч. Пенсионеры должны платить обе эти суммы на общих основаниях, однако доход у ветеранов труда в среднем заметно меньше, чем у работающих водителей. Вот и возникает вопрос: и где тут социальная справедливость?
Зададим же его Министерству труда и социальной защиты, а ответ опубликуем в одном из ближайших выпусков «АВТОклуба».