18 февраля 1919 года Всероссийский центральный исполнительный комитет принял декрет «Об организации железнодорожной милиции и железнодорожной охраны», а также положения «О железнодорожной охране» и «О рабоче-крестьянской железнодорожной милиции». Эти документы стали первыми на пути создания системы охраны железнодорожного транспорта для соблюдения порядка и борьбы с преступностью, безопасности пассажиров, сохранности грузов и самих транспортных средств как в пути, так и во время стоянок. А дата с тех пор является официальным днем образования транспортной милиции.
— Сегодня от наших сотрудников требуется максимальная мобильность, предельная концентрация и собранность, — подчеркивает начальник отдела внутренних дел на транспорте Владимир МАМСИКОВ. — И с поставленными задачами они справляются успешно. В оперативном обслуживании ОВДТ находится участок пути протяженностью свыше 300 километров. Круглосуточно сотрудники следят за общественным порядком на железнодорожном вокзале станции Осиповичи. Сопровождают поезда, выявляют и раскрывают преступления, совершаемые на объектах железнодорожного транспорта.
В 2013 году произошли структурные изменения: отдел был упразднен и переподчинен Могилевскому УВД. Сейчас полномочия наши действуют только в границах области — участки, которые мы ранее обслуживали на территории Минской и Гомельской областей, переданы соседям. Также сократился штат — за счет подразделений, которые базировались на станциях Слуцк и Солигорск.
Плюс нынешнего положения — возможность более тщательно следить за порядком на железнодорожных линиях в зоне обслуживания. Вдобавок появились обязанности, связанные с функциями территориальных подразделений. Теперь участвуем во всех спецоперациях, проводимых райотделами, оказываем практическую помощь. Хотя, по большому счету, задачи остались прежними: антитеррористическая безопасность, недопущение противоправных действий в отношении граждан, обеспечение общей безопасности на стальной магистрали и т.д.
Достаточно много внимания уделяем профилактике правонарушений и преступлений всех видов и категорий — ведь лучше предупредить болезнь, чем потом ее лечить. В прошлом году было проведено 690 профилактических выступлений в трудовых коллективах, 164 выступления в средствах массовой информации. Под особым контролем профилактика детской преступности и травматизма. Создали с участием предприятий железнодорожного узла станции Осиповичи «Городок безопасности» — явление, уникальное даже в республике. Паровоз, который остановился на путях, оснащенных комплектом дорожных знаков, шлагбаумом, семафором, пешеходным переходом, уютно разместился во внутреннем дворике отдела, где регулярно и проводим занятия с учениками школ города и района. Много сил направляем на борьбу с бичом нынешнего времени — наркотизацией молодежи и т.д. Эффективная работа приносит плоды: за последние 5 лет количество негатива уменьшилось в разы. В 2013 году не допущено ни одного тяжкого и особо тяжкого преступлений. Общая раскрываемость по всем линиям служб — 85,2%. В наличии снижение транспортных правонарушений — с 6 до 1, снижение несчастных случаев с людьми на объектах железнодорожного транспорта — с 15 до 11 случаев. В общем, состояние правопорядка и криминогенная ситуация на объектах нашего оперативного обслуживания остаются стабильными.
Как и в любом коллективе, у нас есть сотрудники, которые пользуются заслуженным уважением и авторитетом. К примеру, первый заместитель начальника отдела Сергей Рогаль, возглавляющий также криминальную милицию и курирующий милицию общественной безопасности. Подполковник милиции в отделе уже 20 лет — и уже одно это говорит о многом. Примером служат и старший оперуполномоченный отдела уголовного розыска Николай Рудкевич, командир отделения ППСМ Александр Лагун, милиционеры патрульно-постовой службы Владимир Изох и Дмитрий Потапейко, помощник дежурного Михаил Зиновенко.
Свое 95-летием мы встречаем реформированными, но формы и методы работы остались традиционными, а люди, отдавшие себя милиции, продолжают служить с полной самоотдачей. Органы внутренних дел на транспорте по-прежнему занимают важное место — ведь вопросы безопасности пассажиров актуальны и остры всегда!
Записал Алексей КАДУШКИН.