СОЗДАНИЕ
Датой рождения Осиповичской дистанции пути принято считать 16 сентября 1873 года, когда было открыто движение на участке Минск-Бобруйск. Служба пути окончательно сформировалась вместе с другими техническими подразделениями в 1883 году. 28 декабря 1896 года было открыто движение по ветви Осиповичи-Радутичи (ныне Дараганово), вследствие чего станция Осиповичи и, соответственно, наша дистанция пути стали узловыми.
Война 1914 года, грянувшие за ней революция, гражданская война и суровые 20-е годы стали временем серьезных испытаний для путейцев. Бывали периоды, когда работники дистанции трудились по 12-14 часов в сутки, поддерживая пути в исправном состоянии.
1 мая 1926 года началось строительство линии Осиповичи-Могилев-Кричев-Рославль-Сухиничи. В 1930 году был принят в эксплуатацию участок Могилев — Осиповичи, который тоже вошел в состав Осиповичской дистанции пути.
Значительный ущерб был нанесен путевому хозяйству в 1941-44 годах — особенно в период «рельсовой войны» и боев с отступающими немецкими частями во время операции «Багратион». Восстановление нормальной работы железной дороги началось сразу после освобождения Осипович от немецко-фашистских захватчиков. К концу 1944 года почти все рельсовое хозяйство дистанции было приведено в исправное состояние.
СТАНОВЛЕНИЕ
1947 год отмечен постановкой стрелочных переводов на щебень, затем были заменены на более прочные рельсы. В 1965 года путейцы начали укладку бесстыкового пути рельсовыми плетями длиной до 800 метров. В 1962 году дистанция приросла ветвью Слуцк — Солигорск протяженностью 31,5 километра. Менялись границы дистанции в 1960 и в 1974 годах.
В последующем постоянно продолжалось усиление пути — укладывались железобетонные шпалы, рельсы тяжелых типов и щебеночный балласт. Это дало возможность увеличить допустимую скорость движения поездов до 120 км/час.
ИЗ КОЛИЧЕСТВА В КАЧЕСТВО
На протяжении последнего десятилетия дистанция пути стабильно занимает лидирующие позиции в Могилевском отделении дороги и входит в число лучших дистанций по Белорусской железной дороге. Этот период был очень значимым для осиповичских путейцев, поэтому его стоит описать более подробно.
Путевое хозяйство
Сейчас это кажется странным, но в 2003 году для поддержания в работоспособном состоянии путей главного хода нередко приходилось снимать рельсы и шпалы со второстепенных путей. В сложном состоянии тогда находилась вся Белорусская железная дорога, но именно наша дистанция смогла одной из первых взяться за укладку стрелочных переводов на железобетонном основании. Всех пугали сложности обслуживания новых стрелок, но на станции Осиповичи-2 несколько подобных конструкций успели уложить еще в советское время, так что опыт эксплуатации уже имелся. Итог — сегодня эксплуатируется на железобетонных брусьях 95 стрелочных переводов, причем в главном ходу — 81.
Очень много пришлось заменять деревянных шпал. Работы в этом направлении несколько лет велись с большим размахом, достигнув своего исторического максимума в 2010 году. Тогда путейцы уложили свыше 42 тысяч шпал. Ударные темпы реконструкции позволили быстро «подтянуть» состояние шпального хозяйства во всех околотках до примерно равного и достаточно высокого уровня. Поэтому текущая потребность в них резко сократилась и составляет 9 и менее тысяч шпал ежегодно.
Немало достигнуто и в обустройстве резинового покрытия на железнодорожных переездах. По состоянию на начало октября 2013 года 34 из 99 переездов имеют эластичный настил.
Предприятие не только успешно выполняет доведенные прогнозы и планы, но и нередко становится первопроходцем в новом деле. Последняя из таких инноваций — обкладка тупиковых упоров бетонными плитами. Окрашенное прочной краской твердое покрытие выглядит намного более эстетично, чем обычное дерновое, к тому же оно не требует постоянного ухода. Проектированием необходимых плит занимались сами путейцы, а выполнял их «нестандартный» заказ Осиповичский завод железобетонных конструкций. Получилось настолько хорошо, что теперь на ЗЖБК плиты для тупиковых упоров выпускаются для всей Бел. ж.д.
Сегодня лучшими в дистанции являются 8 (Осиповичи), 9 (Верейцы), 11 (Дараганово) и 12 (Старые Дороги) околотки.
Работать на станции Осиповичи всегда было трудно, но, например, нынешний коллектив 8-го околотка со всем справляется отлично. Кстати, здесь он необычный: под руководством дорожного мастера Виталия Чижова работает исключительно молодежь.
Верейцовский околоток традиционно является своего рода «витриной» дистанции. Поскольку он обслуживает пути на наиболее напряженной линии Минск-Осиповичи, служебные потребности коллектива всегда удовлетворялись в первую очередь. Однако и спрос с него всегда наиболее жесткий. Нынешний мастер Андрей Таранов это хорошо понимает и успешно поддерживает славные трудовые традиции местных путейцев. К слову, его предшественник Игорь Гуща пошел на повышение и был назначен начальником 1-го участка на Слуцко-Калийном узле. Долгое время на этом удаленном участке не удавалось наладить работу на должном уровне, но новый руководитель с непростой задачей успешно справился.
Строительство и реконструкция
Одним из основных видов строительной деятельности, которым дистанции пути пришлось напряженно заниматься практически все минувшее десятилетие, был ремонт зданий, мостов и других искусственных сооружений.
За это время было капитально отремонтировано 5 средних мостов (3 металлических и 2 железобетонных), 3 малых моста, а также большой мост через водохранилище на перегоне Калий-1-Калий-3.
Мастер мостовой Войтышен Виталий Васильевич и мост через р. Птичь
Не самыми сложными, но значимыми для имиджа дистанции стали ремонт трубы под путями на станции Лапичи, из-за ветхости которой происходило регулярное подтопление пристанционного жилого массива, и замена настила на пешеходном мосту станции Осиповичи. Последний объект почти сразу после сдачи в эксплуатацию вызывал массу нареканий на скользкий пешеходный настил. Найти нескользящее и достаточно прочное покрытие оказалось далеко не простым делом, однако путейцы с ним справились, закрыв серьезный просчет конструкторов.
Специфика дистанции — территориальная разобщенность подразделений. На каждой станции действует отдельная бригада, в которой насчитывается от 5 до 11 путейцев. Бригадам для нормальной работы необходимы бытовое и кладовые помещения, и их ремонт стал еще одним приоритетом ремонтной программы уходящего десятилетия. Ежегодно капремонты проводились не менее чем на четырех объектах, поэтому на сегодня осталось довести до современных стандартов удобства, эстетики и функциональности всего 3 «бытовки» — на станции Дараганово, мосту 45 км перегона Елизово-Несета, остановочном пункте Повстынь, и 2 гаража — на станциях Старые Дороги и Уречье.
Еще одним значимым направлением строительства для коллектива стало участие в реализации проектов электрификации участков Минск-Молодечно и Осиповичи-Бобруйск.
Что делают строительные подразделения путейцев сегодня? Из наиболее крупных объектов стоит назвать ремонт больших мостов через реку Березина у поселка Елизово и на 10 километре участка Осиповичи-Гродзянка — через реку Свислочь, а также среднего моста на 2 километре станции Осиповичи — через реку Синюю.
Экономический аспект
В определенном смысле дистанции повезло: один из локомотивов отечественной экономики — ОАО «Беларуськалий» — уже более 40 лет является ее постоянным деловым партнером. Особенно продуктивный этап сотрудничества начался с 2010 года, когда железнодорожники начали сдавать предприятию в аренду пути: ежемесячно по этому виду деятельности дистанция получает до миллиарда рублей (в ценах октября 2013 года).
Еще один серьезный источник постоянных доходов — охрана путей в зоне подработки «Беларуськалия». В год подобные поступления достигают 3-3,5 миллиардов рублей.
Реальная стоимость активов дистанции до 2009 года оставалась практически неизменной: ремонтно-восстановительные работы компенсировали естественный износ основных фондов, а увеличение последних шло в незначительных объемах.
Ситуация начала меняться с 2009 года, когда машинный парк пополнился дорогой специальной техникой, а в 2012-2013 годах «цена» предприятия еще более возросла за счет инвестиций в электрификацию участка обслуживания на линии Осиповичи-Жлобин. По состоянию на начало нынешнего октября стоимость основных фондов дистанции пути составляет примерно 926 млрд. рублей.
Кадры решают все
Минувшее десятилетие запомнится практически полной сменой руководящего состава. Пришли новые главный инженер Александр Евдакимович, заместитель начальника по идеологической работе, кадрам и социальным вопросам Эдуард Лайшев, главный бухгалтер Лариса Тимошенко, начальники участков Игорь Рудковский, Александр Стаселько, Игорь Гуща. Поменялись и почти все дорожные мастера.
Смена руководства — не самый простой этап в жизни предприятия, однако сложности передачи «эстафетных палочек» здесь быстро и в полном объеме компенсировались полученными преимуществами. В первую очередь — более высоким образовательным уровнем назначенных на руководящие должности работников. Сегодня половина дорожных мастеров имеет высшее образование — впервые в истории дистанции. Все ответственные работники со своими обязанностями справляются достойно, а значит, способны грамотно организовывать деятельность коллектива.
Оператор дефектоскопической тележки Сергей Гурский
Использование эффективных методов управления особенно важно, поскольку в связи с оптимизацией численности персонала количество работников дистанции сократилось примерно с 600 в 2002 году до 516 ныне. Но качество работы путейцев не стало хуже: просто люди стали более рационально использовать свое рабочее время.
Растет количество специалистов с дипломами инженеров и на рабочих должностях. Даже среди монтеров пути — а для выполнения функциональных обязанностей им достаточно базового образования — уже немало людей, которые получают средне-специальное и высшее образование. Немаловажную роль в системе подготовки работников играет обучение на производстве: только за прошлый год обучились на месте и повысили квалификацию в учебных центрах 190 человек.
Такая тенденция — признак совпадения интересов и работников, и предприятия в целом. Люди связывают с повышением уровня своих профессиональных знаний планы на будущее, а дистанция пути, которой нужны квалифицированные трудовые ресурсы, всячески стимулирует желание учиться.
Еще одна тенденция десятилетия — укрепление производственной культуры и трудовой дисциплины. Серьезным шагом вперед в создании безопасных условий труда стало введение двух вместо одной штатных единиц инженеров по охране труда. Достаточное количество специалистов позволило в 2010 году внедрить систему управления охраной труда. И, что более важно, наладить безупречное исполнение ее требований во всех структурных подразделениях.
Что дальше?
На 2014 год руководством Белорусской железной дороги запланировано начало проектных работ по реконструкции станции Осиповичи-1. Реализация этого проекта явится одним из наиболее значимых событий для Могилевского отделения дороги в целом и для нашей дистанции в частности, поскольку именно путейцам предстоит выполнить значительную часть запланированных работ.
Подходит к завершению проектирование 2-й очереди реконструкции станции Калий-3, и здесь также ожидается значительный экономический эффект.
Одновременно планируется строительство нового трехэтажного здания производственно-бытового корпуса рядом с существующим корпусом дистанции. Проект уже разработан, прошел экспертизу, и в ближайшее время начнется его реализация. Для ведения строительства потребуются немалые денежные вложения — 17,5 млрд. рублей, и эти инвестиции улучшат условия труда четверти всего персонала предприятия.
Словом, перспективы есть, и это позволяет смотреть в будущее с оптимизмом.
Дмитрий САВРИЦКИЙ. Фота автора.
Довожу до сведения редакции (а именно автора статьи) , что покрытие (или НАСТИЛ по вашему)менялся без какого-либо участия путейцев! Всю работу делал МОСТОВОЙ ЦЕХ № 16 (сейчас УЧАСТОК № 16). Если Вы считаете,что в путевом хозяйстве всех нужно называть ПУТЕЙЦАМИ, то….Я сам лично менял это покрытие и дышал той пылью, что там была. А Вы путейцы, путейцы…ПЕРЕПРОВЕРЯТЬ ИНФОРМАЦИЮ НУЖНО.
Уважаемый Виталий, материал для статьи предоставлен администрацией дистанции пути. Готовый текст согласован со специалистами предприятия. Спасибо за конструктивный и содержательный комментарий.