Что бы кто ни говорил, но, наверное, личные автомобили общественный транспорт заменят еще не скоро. «Проскочить» пару остановок по городу, отправиться в деревню или соседний район — без автобусов и маршруток не обойтись. Но если к частным перевозчикам у населения традиционно почему-то меньше запросов, то от автопарка № 19 требуют сполна. То автобус не так идет, то время не то, то водитель не нравится… Попробуем в очередной раз расставить точки над «і»?
А время-то ненастоящее!
Конечно, самый больной вопрос для большинства — время. У нас в городе создан четкий график движения пассажирского транспорта. То есть приходите на остановку и читаете: «автобус № 7 — 14.29», а не «каждые 15 минут», и думай-гадай, когда же эти 15 минут наступят. Да, на практике, конечно, не всегда водителям удается приехать точь-в-точь, но ситуация не критична. Разбежка с графиком установлена изначально — допускается задержка до 5 минут. А частенько мы и сами задерживаем водителя, напрочь игнорируя просьбу давать деньги за проезд без сдачи.
Много нареканий не так давно было по поводу утренних опозданий маршрута №12: автобус приходил впритык к допустимому времени. Объясняется это просто: возле конечного пункта, райбольницы, велись строительные работы, поэтому остановка временно была перенесена на ул. Рабоче-Крестьянскую, и, чтобы выехать на обычный маршрут, водителям приходилось затрачивать немного больше времени. Но теперь все вернулось на круги своя.
Утром и вечером уже достаточно темно, уличное освещение радует не всегда, да и погода не располагает к быстрой езде — все это также влияет на график. Все, к примеру, понимают, что если за ночь все замело снегом, то вряд ли весь город моментально расчистят. А автобус-то не вездеход… И пешеходы любят проскочить под самыми колесами — приходится ехать медленнее в оживленных местах.
Кстати, а вы знаете, что водители сами заинтересованы не опаздывать? В каждой машине установлены GPS-навигаторы — можно отследить передвижения любого. А большое количество опозданий чревато лишением премии. Поэтому, согласитесь, специально нарушать график движения точно никто не будет.
Верным путем идем, товарищи!
Думается, многие заметили появление новых остановочных пунктов. Это хороший знак? Появятся новые маршруты?
— Пока говорить о чем-то рано. Да, мы хотим дать возможность пассажирам передвигаться более комфортно, но зависит это не только от автопарка, но и от ЖКХ, — комментирует директор транспортного предприятия Сергей Скавыш. — Сейчас ведутся работы по установке и оборудованию остановочных пунктов. Будет все сделано — разработаем окончательный маршрут и пустим автобусы. Планируем «закольцевать» часть существующих маршрутов автобуса № 12: от поликлиники дальше транспорт будет двигаться по улице Сташкевича и в сторону поселка Советский. Сейчас пока изучаем, какие маршруты лучше подвергнуть изменениям, что будет наиболее удобно пассажирам.
Конечно, хотелось бы максимально и улицу Черняховского задействовать, где пассажиров тоже немало. Но пока там не решатся все строительно-ремонтные вопросы, ничего сделать не можем. Сейчас тот же автобус-«гармошку» не вместить — при всем нашем желании…
заместитель директора по жилфонду УКП ЖКХ:
— Оборудование новых остановочных пунктов практически завершено. Непосредственно сами павильоны, бордюры, плитка, «карманы» для автобусов готовы. Осталось только привести в надлежащий вид подъезды: засыпать щебнем и заасфальтировать.
Вскоре едем за щебенкой. А вот с асфальтом в городе есть некоторые проблемы. Первоочередная задача — заасфальтировать участок дороги по улице Рабоче-Крестьянской. Но параллельно с этим найдем вместе с ДРСУ-199 время на укладку асфальта и возле остановок. Планируем довести все до ума уже к концу текущего года.
Еще одна проблема — каждый хочет, чтобы автобус шел чуть ли не от его дома. Звонки с подобными требованиями регулярно поступают в автопарк. Перевозчики по максимуму стараются подстраивать маршруты и время отправления под пассажиров, но ведь всем не угодишь. И случается, что заявленный «суперпопулярный» маршрут таковым не оказывается…
Поехали!
Сейчас на балансе предприятия 33 автобуса, в том числе 3 новых, полученных в этом году. Все регулярно выезжают на маршрут, и главный критерий выбора той или иной машины — пассажиропоток, загруженность конкретного направления. Конечно, как и любая техника, автобусы время от времени ломаются, но на пассажирах это практически не отражается: даже если что-то случилось в пути, вас заберет либо следующий, либо дополнительный (билет вновь компостировать не нужно).
— Сегодня автопарк полностью готов к зиме, — отмечает Сергей Витальевич. — Дизельное топливо по сезону, присадки, тосол — все в наличии. «Переобувать» наши машины не нужно: весят они более 5 тонн. Думаю, переживем холода нормально.
А вот с квалифицированными кадрами, к сожалению, проблема. В Осиповичах не учат водителей категории D, поэтому приходится самим отбирать кандидатов и на свой страх и риск отправлять их на обучение. А качественно работать потом не у всех получается: все-таки определенная специфика есть. Но — не унываем. Недавно 5 водителей обучили, еще трое сейчас получают категорию…
Естественно, вопросы к автопарку будут возникать всегда. Но ведь и в наших силах сделать поездки на общественном транспорте чуточку приятнее. Вспомните, часто ли вы здороваетесь с водителем, когда покупает у него билет? Как общаетесь с контролерами? А дорогу всегда в нужном месте переходите?
Взаимовежливость порой творит чудеса. Счастливого всем пути!
Мария ТАЛЕЙКО.