Зависнуть в прыжке — ситуация противоречит законам физики, но, если дело касается экономики, с однозначностью оценки спешить не стоит.
Стеклозавод «Елизово» все еще остается в состоянии ликвидации: несмотря на достаточно оптимистические прогнозы, поиск инвестора, согласного выкупить имущественный комплекс предприятия-банкрота, имеет ограниченный успех. Потенциальные собственники проявляют намерение приобрести «Елизово», однако в торгах участвовать не спешат.
Вложения в размере 15 миллионов долларов делаются с расчетом на получение определенного процента прибыли в течение определенного времени, так что осторожность инвесторов наверняка основательно просчитана. Хотя на данный момент у «Елизово» с прибыльностью все настолько в порядке, что даже работники, заставшие феерический взлет стекольного производства середины 2000-х, не скрывают удивления.
Чтобы не углубляться в финансовые детали, упомянем их наиболее знаковый параметр. Прогнозный показатель по росту средней зарплаты до 1000 рублей стеклозавод выполнил еще в июле. И это не «дутая цифирь», а уровень оплаты труда, объективно привязанный к доходам и достигнутый без ущерба для других обязательных статей расходов: сырье, энергоносители, запчасти к оборудованию. Приоткроем коммерческую тайну: у завода уже имеется некоторый профицит — запас денег, которые он не может потратить. Но это вовсе не плюс, а неизбежное следствие статуса «предприятия в стадии ликвидации».
…Образно говоря, стеклозавод в нынешних реалиях напоминает гимнаста, который прыгнул и завис в верхней точке полета. Такое состояние имеет множество плюсов и всего два, но очень серьезных минуса. Во-первых, есть ограничения на ведение хозяйственной деятельности. Среди них — использование кредитов, участие в тендерах, заключение договоров на экспортные поставки, инвестиции в расширение производства. Получается, что завод не имеет права вкладывать деньги в собственное развитие, а может только поддерживать существующее производство. А во-вторых — длительность процедуры банкротства ограничена законодательством.
Если до конца года инвестор не появится, стекольное производство — вместе со всем своим профицитом — перейдет в собственность главного кредитора, АСБ «Беларусбанк». Как будут развиваться события дальше, прогнозировать сложно, поскольку подобного рода прецедентов в практике применения «Закона о банкротстве», пожалуй, не было.
Руководство банка не-однократно подчеркивало, что оно не заинтересовано в использовании настолько непрофильного актива, поэтому скорее всего будет искать способ передать предприятие кому-то еще. При таком варианте ликвидации процесс «елизовского висения» имеет все шансы продлиться еще какое-то время. И это было бы совсем не плохим развитием событий!
В период внешнего управления стеклозавод развил невероятно бурную и — что важно — успешную деятельность. Конечно, тому способствовал ряд шагов со стороны государства по защите стекольного рынка страны от импорта, и предприятие смогло обеспечить отечественного потребителя стеклотары в полном объеме как по количеству, так и по ассортименту. Сегодня «Елизово» дает порядка 90% банки и бутылки, причем в ближайшее время ожидается дальнейший рост доли присутствия на рынке: ряд белорусских производителей брэндового алкоголя изъявили желание перенести сюда заказы на эксклюзивные бутылки из России.
Из-за неблагоприятного для урожая плодов и ягод лета завод реализовал всего 30 процентов банок объемом 1,5 и 2 литра от расчетного объема по бизнес-плану. Но провальные итоги сезона «пикового» спроса на стеклотару позиции предприятия не пошатнули. Реконструированный весной (специально к открытию летнего периода заготовок!) 4 цех пришлось перевести на выпуск менее рентабельной продукции, что в целом позволило вывести рентабельность производства на уровень 15 процентов — это один из лучших показателей для Осиповичского района.
Конечно, далось такое достижение не просто, банку прекратили выпускать уже в августе, хотя обычно она пользуется спросом до конца сентября. А в октябре, который является своего рода мертвым сезоном для сбыта стеклотары, стало еще сложнее. Две печи завода ежемесячно выпускают 7 тысяч тонн стекла, и уменьшить это количество невозможно технологически. Для работы на склад, формируя запас на сезон заготовок следующего года, у предприятия не хватает собственных денег, а кредит взять невозможно…
Но зато в ноябре-декабре ожидается традиционный предновогодний пик спроса на бутылки для самых различных напитков. Так что потенциал завода будет снова задействован на полную мощность уже через пару недель. Несмотря на все препятствия и ограничения.