Обыкновенная общая тетрадь из 96 листов за 46 советских копеек, в которой собраны и аккуратно приклеены к основанию школьно-студенческой принадлежности письма солдата. Их когда-то с таким нетерпением и болью в сердце ждала мама Мария Ивановна Алешкевич от сына Алексея, который служил в далеком Афганистане. Со временем исписанные аккуратным, не совсем каллиграфическим почерком листы — где в клеточку, где в линеечку — пожелтели, некоторые немного поистрепались. Наверное, не один раз бралась в руки эта драгоценная тетрадь, чтобы еще и еще раз прикоснуться к тем сокровенным строчкам, порой скупым, написанным на скорую руку, а иногда с подробным описанием целого прожитого в суровых условиях дня, чтобы еще раз заглянуть в душу родного человека, который, как и многие другие, не раз смотрел смерти в глаза, боролся со страхом, леденящим тело. И хочется вновь и вновь вознести свою материнскую молитву к Богу со словами благодарности за то, что сын вернулся живым из того кромешного ада.
06.11.1986. Здравствуйте, дорогие мои мама, папа, Галя, Валик и Саша! Приехали мы утром в Могилев. Нас распределили по командам, и вечером в 20.00 поехали на Москву. На Белорусском вокзале были в 5 часов утра, а с него — на Казанский, и уже оттуда в 15.30 — в Душанбе. Из Могилевской области нас 64 человека.
11.11.1986. Пишу из далекого Таджикистана. Доехали хорошо, а затем — в часть за 170 километров отсюда, в поселок Московский. Ехали по горным дорогам, то спускаясь, то поднимаясь. Несколько раз останавливались в маленьких поселках, которые ютятся в горах, там покупали виноград, арбузы. Когда добрались в часть, нас повели в баню. А потом в столовую и спать. Живем в палатках. Говорят, что здесь будем 3 месяца… Кругом пыль, но терпим.
19.11.1986. С солдатским приветом к вам ваш сын Алексей. Нас на учебном пункте 500 человек, а должно быть 900. Когда остальные приедут, начнутся учебные занятия. Тут из Белоруссии все области, кроме Минской и Витебской. А еще из Украины, Горького, Белгорода, Свердловска. Когда будет присяга, не знаю. Где буду служить после учебки, тоже не знаю. Может, на границе или на той стороне ДРА. Можете спать спокойно — я на границе.
15.12.1986. Погода у нас нормальная. Морозец всю неделю с 8-15 декабря. Говорят, давно здесь не было такого. Сегодня заступаю в суточный наряд в столовую. Болеть не болею. В палатках не холодно, печки топят нормально. Занятия начались, дни идут быстрее.
До конца учебки осталось 2 месяца. После распределят кого куда. Кто-то останется в гарнизоне, некоторых — на заставы охранять рубежи нашей Родины, а кто попадет и дальше. У нас идут занятия по тактике. Ползаем по—пластунски во всем обмундировании. Поле там такое, что всасывает ноги. А надо все сделать на время и правильно. Стараемся выполнять на отлично. Строевой тоже уделяем много внимания. У пограничника должны быть крепкие ноги. Кормят однообразно, когда хватает, а когда и недостает.
01.01.1987. 31 числа пополнение прибыло. Новобранцы из Могилевской области, 30 человек. Есть один даже из Елизово. Трое парней из Кировска, вместе с ними учился в училище. Новый год встретили в постели, зато праздничный ужин был. На столах — яблоки, печенье, другие сладости. Потом вышли на плац, где нас поздравил командир части. Сегодня целый день отдыхаем, смотрим телевизор. А завтра будем принимать присягу. Начнем ездить на стрельбище.
09.01.1987. После принятия присяги меня определили на 3 заставу, в караульную службу. Когда закончится учебка, буду служить в части, охранять склады, вертолеты. Настоящая служба будет после 8 марта.
05.02.1987. День присяги прошел хорошо. Был праздничный концерт, фотографировались, в кино ходили, телевизор смотрели. Словом, отдыхали. Ждите адрес нового места моей службы. Наш округ называется Краснознаменный среднеазиатский пограничный округ, сокращенно КСАПО. Гордитесь, где служу, я — пограничник.
07.05.1987. В настоящее время нахожусь в Пяндже. Служба идет хорошо. Готовимся перелетать в ДРА. Видел знакомых парней из Осиповичей. Не беспокойтесь и не волнуйтесь. Будет все хорошо.
3.10.1987. Извините, что долго не писал. Новостей особо нет. Служу уже ровно год. Даже не заметил, как он пролетел. Погода хорошая у нас. Жара 20-30 градусов. Ночью уже прохладно. И в горах скоро выпадет снег.
Это письмо пишу из—за пределов нашей Родины. Вокруг кишлаки. Домики есть каменные, а есть соломенные. Афганцы выращивают рис. Из фруктов ничего тут не растет. Зато полно дынь и арбузов. Питаемся нормально. Службу несем ночью, днем отсыпаемся.
Недавно прилетели из Афгана в Союз на отдых. В Кабуле не был, так далеко не летаем. Наша задача — охранять границу и очищать ее от душманов.
1988 год. Еще один Новый год буду встречать здесь. Думал, что уволюсь раньше, но будут отпускать домой только после вывода советских войск из ДРА. А это где-то в феврале.
…Последние страницы. На них, как и на многих, следы материнской грусти — расплывшиеся от слез чернильные пятна. Каждое письмо — это тревожные минуты ожидания, бессонные ночи и материнская боль, растянувшаяся на долгие месяцы службы. И пусть солдат не совершил особых подвигов, но для семьи, которая терпеливо ждала все это время, он настоящий герой.
Подготовила Нина ВИКТОРЧИК.