Дома и на даче — идеальная чистота. Причем хозяева оба в равной мере трудятся в квартире и на участке. Виктор Николаевич ОСТРОУХ и грядку прополет так, что любая женщина может позавидовать, и цветочки польет-пересадит, и рукоделием занимается.
Хоть и на пенсии, но еще продолжает работать. И где бы ни трудился — получает только поощрения. «Просто плохо работать не умею, — объясняет он. — Так приучен с детства: рос в многодетной семье, мать одна не справилась бы, поэтому мы с ранних лет помогали во всем«.
Учился Виктор хорошо, но о вузе мечтать не приходилось: нужно было кормить младших. Помогал соседскому мальчишке подготовиться к экзамену по математике: тот поступил, а «репетитору» пришлось идти работать на лесоучасток.
И когда через несколько лет прочитал объявление о наборе рабочих на строящийся картонно-рубероидный завод, очень захотелось попасть на это предприятие.
Через непродолжительный срок мечта сбылась. Прошел учебу на учебном комбинате в Рязани, стажировку на производстве рубероида в грузинском городе Гардабани, а затем вместе с наладчиками и монтажниками занимался покрасочными работами, уборкой в цеху, который почти на 3 десятка лет стал его вторым домом. Вместе со всеми радовался пуску, осваивал производство картона.
Вначале работал старшим сушильщиком, а затем был назначен машинистом-сеточником. Такую профессию на заводе имело всего 4 человека. Они полностью вели процесс отлива картона, наблюдали за работой всех частей машины, следили за концентрацией бумажной массы, поступающей на сетку, за ходом обезвоживания полотна, наблюдали за работой прессов, сушильной части и качеством намотки готового картона, ликвидировали обрывы бумажного полотна и другие неполадки в работе машины.
При помощи приборов, лабораторных анализов и по внешним признакам машинист картоноделательной машины контролировал качество готовой бумаги, соблюдая установленные нормы расхода волокна, химикатов, пара, воды, электроэнергии и т.д.
Сеточник должен был хорошо знать конструкцию машины и электропривода, технологический режим производства и качественные показатели вырабатываемой на данной машине продукции.
За смену выпускали десятки тонн картона, который затем шел на производство рубероида.
Виктор Николаевич хорошо знал свое дело, поэтому был назначен старшим машинистом-сеточником. Многих молодых рабочих обучил он, и не только на своем заводе. В 1981 году на базе предприятия прошла Всесоюзная школа по изучению передовых методов работы, на которой сеточник-ас делился опытом с коллегами из аналогичных предприятий.
За профессиональные качества и ответственное отношение к работе награжден орденом Трудовой Славы, его труд отмечен грамотами отраслевого министерства СССР, Министерства промышленности и стройматериалов БССР, родного предприятия. Избирался депутатом горсовета. Его имя занесено в книгу Почета КРЗ.
За личные качества его всегда ценили коллеги, знали: с этим человеком работается легко и надежно. Участвовал Виктор Николаевич в общественной и спортивной жизни предприятия. Шашки и шахматы, футбол, волейбол и теннис — все виды спорта ему нравились, а потому и в соревнованиях участвовал не раз.
И сейчас без дела не может. Сезонно работает в автопарке, занимается огородом, любит разгадывать японские кроссворды и судоку. И всегда с благодарностью вспоминает о родном предприятии, на котором трудились вместе с супругой, с которой вырастили троих сыновей.
Хоть сейчас все больше производственных процессов автоматизируется и многие рабочие профессии уходят в прошлое, но остаются записи в трудовых книжках, за которыми — живые люди со своей интересной судьбой.
Инна ЗАСКЕВИЧ. Фото Нины Царик.