Быть педагогом — значит быть твердым, строгим и мягким, обладать безграничным терпением, уметь доверять. И, разумеется, любить — жизнь, процесс обучения, детей. Еще Лев Толстой отмечал, что хороший учитель — это человек, который испытывает любовь к своему делу и своим ученикам. О том, каким был ее путь в профессию педагога и что является важным в работе с детьми, рассказала учитель биологии и химии гимназии Светлана Сергейчик.
Педагогической тропой
Учителем хотела стать еще в детсадовском возрасте. В начальной школе постоянно наблюдала за работой своей первой учительницей — Жанны Михайловны Харитоновой. Я и моя старшая сестра всегда представляли себя в роли педагогов — заводили классный журнал со списком учащихся, выставляли отметки, проверяли тетради. В старших классах все больше начала задумываться о том, чтобы в будущем сделать выбор в пользу педагогической профессии. Поскольку училась в деревне, понимала, что попасть в университет на бюджетную форму обучения будет не так просто. Поэтому приняла решение поступать после базовой школы в Могилевский государственный областной лицей № 1, выбрав химико-биологическое направление. Очень рада, что мне удалось стать ученицей этого учреждения образования. Химия как учебный предмет заинтересовала меня в 7 классе — вероятно, потому что учитель объясняла все очень понятно и доступно. Показывала занимательные опыты, рассказывала интересные исторические факты об ученых-химиках. А с химией, как правило, соседствует и биология. В 2005 году поступила в ГГУ им. Ф.Скорины на биологический факультет. Учебу окончила в 2010 году, получила диплом с отличием и была приглашена на президентский республиканский бал как одна из лучших студенток университета.
Профессиональные достижения
Идя на первый урок, все время думала о том, как меня воспримут дети, как доступно объяснить им довольно сложный материал. Волновалась, смогу ли найти общий язык со старшеклассниками, которые немногим младше меня. Я молодой специалист, поэтому говорить о значительных профессиональных достижениях еще рано. Однако в этом году в конкурсе «Урок, которым я горжусь», проводившемся среди педагогов со стажем работы до трех лет, мне удалось занять призовое место. Также смогла хорошо подготовить двух ребят к районной олимпиаде по биологии: ученица 7 класса заняла первое место, а ученик 8 — второе. Во время учебы в лицее участвовала в олимпиадах, и теперь, будучи педагогом, мотивирую своих учеников следовать моему примеру.
Требовательная, трудолюбивая, терпеливая
Себя могу описать именно этими тремя словами. Мое жизненное кредо — «Не бояться трудностей». Свою педагогическую деятельность начала в Протасевичской школе, где проработала полгода, сейчас преподаю в гимназии два учебных предмета — химию и биологию. В профессии мне больше всего нравится постоянная работа с детьми, которой нужно полностью отдаваться, не жалея ни сил, ни времени. Учитель должен быть образцом для подражания, эталоном образованности, интеллигентности, воспитанности. Самыми главными качествами в работе учителя, помимо любви к детям, считаю отзывчивость, выдержку и самообладание, гибкость характера, педагогическую эрудицию, стремление к самосовершенствованию. Немаловажно также быть тактичным, обладать чувством собственного достоинства.
Успех преподавания зависит от…
…общения. У учителя должно быть желание взаимодействовать с детьми. Если педагог не хочет общаться, дети чувствуют это. Тот, кто не стремится ничего узнать от своих учеников, будет им не слишком интересен. Уверена на сто процентов в том, что педагог должен быть в курсе течения современной жизни, шагать в ногу со временем и быть для детей интересной личностью. Предметы, которые преподаю, тесно связаны с повседневной жизнью, поэтому вовлечь детей в их изучение не так сложно. С первого урока химии демонстрирую занимательные опыты. Предлагаю ребятам дома провести несложные эксперименты самостоятельно или с родителями, а потом обсудить, что у кого получилось. Стараюсь рассказывать интересные факты по теме занятия. Цель, которую поставила в своей педагогической деятельности, — всестороннее развитие личности. Идеальный в моем понимании ученик — это любознательный, эрудированный, воспитанный и общительный ребенок.