Осиповичская дистанция сигнализации и связи была организована в ноябре 1928 года. Протяженность ШЧ-4 составляла 245 километров в границах Осиповичи-Козырево (теперь это Минск Южный), Осиповичи-Слуцк и Верейцы-Гродзянка-Завишин. В ведение ее был передан телефонно-телеграфный цех, находящийся в здании вокзала, а контора и техотдел располагались рядом (сегодня там находится райотдел Следственного комитета). Телеграф имел 7 аппаратов Морзе, телефонная станция — 2 коммутатора местной связи емкостью 100 номеров и вдвое объемней номерник дальних линий.
Постепенно народное хозяйство страны развивалось, стало перевозиться больше различных грузов, поэтому требовалось и интенсивное оснащение участков современными на то время устройствами. В частности, внедрялась механическая полуавтоматическая блокировка с выходными семафорами. Станции двухпутных участков Минск-Осиповичи-Березина, Старые Дороги и Уречье были оборудованы механической централизацией стрелок. ШЧ-4 были переданы участки Осиповичи-Могилев и Слуцк-Тимковичи.
В свое здание дистанция»заселилась» в январе 1937 года: в доме связи разместилась местная телефонная станция на 280 номеров и междугородная, состоящая из двух коммутаторов системы ЦБ 3х2, линейно-аппаратный зал для высокочастотной аппаратуры уплотнения каналов связи с 5 распорядительными станциями постанционной, диспетчер-ской и линейно-путевой связи шкафного и стоечного типа, стойкой ВЧ типа СМТ-34 для связи с управлением дороги, которое находилось в Гомеле, а также усилительная стойка СТДУ-35. Для связи с управлением использовалась аппаратура БОДО симплекс, с остальными станциями — аппараты Морзе.
За время оккупации хозяйство дистанции сильно пострадало: отступая, фашисты многое демонтировали и вывезли, а что не успели, то варварски уничтожили.
После освобождения в первую очередь восстанавливались линии связи на всех направлениях, кабельное хозяйство и собственно сожженный дом связи. «Ожил» он в конце сорок пятого: появились по 2 импортных коммутатора ЦБ 3х2 для местной и междугородней связи, в телеграфе — 7 аппаратов Морзе и аппаратура четырехкратного БОДО, в ЛАЗе — 3 стойки ВЧ типа СМТ-34, одна — одноканальной связи с управлением дороги, две вводных и кабельная, а также диспетчерской, постанционной и линейно-путевой связи.
В 1965 году на Могилевском направлении установили отечественную аппаратуру ОВ-12-2 и венгерскую VBO-12-3. В ЛАЗе находилась аппаратура тонального телеграфирования вторичного уплотнения на Минск, Могилев, Слуцк, Жлобин, Бобруйск и станцию Березина.
Ввиду малого количества каналов и отсутствием резерва регулировка аппаратуры проводилась по ночам и в выходные дни. Механики ЛАЗа подавали селекторные совещания на Могилев, в зале также находились переходные устройства ПУ-62 для распределения каналов ДГП на Могилев, Жлобин и Осиповичи. Международные коммутаторы М-60 специалистами обслуживались частично.
Во второй половине 60-х годов Белоруссию ожидал очередной этап усовершенствования техсредств автоматики, телемеханики и связи. Модернизация продолжалась порядка двух десятилетий, за это время дистанция получила все образцы современных устройств СЦБ и связи, а в целях повышения производительности и облегчения труда работников, занятых на ремонте линий связи, организовали аварийно-ремонтную летучку. Непосредственно в доме связи на ст. Осиповичи заменили местную телефонную станцию, ручные в Бобруйске и на Березине — на автоматические.
Количество аппаратуры связи увеличивалось, и это требовало дополнительных производственных площадей. Тем более, что как раз закончилась электрификация участка дороги Минск-Осиповичи, повысился статус нашего железнодорожного узла и его значение в плане перевозок народнохозяйственных грузов и пассажиров.
В новом доме связи разместили ЛАЗ, междугородный коммутатор, телеграф, аккумуляторную комнату для электропитания здания и его устройств, управленческую автоматическую декадно-шаговую телефонную станцию УАТС-49 на 400 номеров. В 1974 году были добавлены комплекты развития и созданы системы на Минск, подвешены биметаллические цепи БСА-5,1 на Слуцк и Калий, Могилев и Жлобин. Наращивалась подвеска таких проводов и позже: к середине 80-х дистанция имела по 4 цветные цепи на Минск и Жлобин, 3 — на Могилев, по 2 — на Слуцк и Калий-3. Оборудованы они были 12- и 3-ка-нальными системами отечественного и венгерского производства. Дополнительно собственными силами уложили 2 кабеля ЗКП-1х4 и включили 2 польские 12-кабельные системы TN-12TK-E3, две стойки ТТ-12 на Бобруйск и Березину.
Шло время, и жизнь требовала расширения абонентской сети. С разработкой проекта и выполнением работ успешно справились старший электромеханик Василий Умец и электромеханик Мария Елисеева, и емкость станции увеличилась до 700 номеров.
Для обеспечения связью завода железобетонных конструкций, вагонного депо и прилегающего жилья на территории ЗЖБК выделили помещение, где смонтировали оборудование АТС марки ЕСК-400 фирмы «Сименс». В 1990-91 годах дистанцией было уложено два 130-километровых кабеля на участке Осиповичи-Могилев и установлена отечественная аппаратура высокочастотного телефонирования ОВ-3-3 на участке Осиповичи-Верейцы; в следующем запустили 2 многоканальные отечественные кабельные системы К-60П, которые верой и правдой служат и сегодня; в 1994 году на участке Осиповичи-Березина появилась венгерская техника VBO-12-3; еще через пару лет — 4 системы Л-60П на Минск (240 каналов);в 1997 году в связи с появлением цифровых систем передачи оборудование TN-12TK-E3 заменили на отечественное ИКМ-120У с установкой 28 регенераторов на участке Осиповичи-Жлобин — две такие системы на указанном и участке Осиповичи-Гомель эксплуатировались вплоть до 2012 года.
— Естественно, технические усовершенствования продолжились и в нынешнем тысячелетии, — отмечает заместитель начальника дистанции по связи Антон Ридевский, связавший судьбу с коллективом в 1978 году. — И за развитием средств связи всегда стояли и стоят люди — наш золотой фонд. Например, все основные работы 80-90-х годов выполнялись Александром Кутиком, Валентиной Травкиной, Ольгой Коряк, Александром Пахомовым и Михаилом Сикорским.
В начале 2000 года стало ясно, что эксплуатируемая аппаратура выработала свой ресурс и требует замены, — как результат, появилась цифровая телефонная станция на 2,5 тысячи номеров, вводили которую Валерий Васильчук, Людмила Веселовская, Наталья Муренко, Людмила Елезаренко, Александр Сидельников, Виктор Тисленок, Сергей Попков и Сергей Верницкий. Сейчас в дистанции эксплуатируется 4 станции типа АТС Ф 50/1000 суммарной емкостью 5.114 номеров.Введение в строй нового оборудования значительно повысило качество связи и возможность предоставления дополнительных видов услуг — автоматический определитель номера, выход на межгород, набор номера в тональном режиме и т.д.
В 2003 году выделили 12 канальных групп по станциям Друть и Несета при помощи установки стоек СВПГ, что позволило включить «экспрессы» и АРМы — автоматизированные рабочие места — товарных контор.
Если раньше междугородные соединения осу-ществлялись при помощи шнуровых коммутаторов Т-198 и М-60, установленных на станциях Осиповичи, Березина, Слуцк и Калий-3, то в мае 2004 года заработал цифровой «Гранит» российского производства, что повысило надежность и качество связи. Производилась и замена телеграфной аппаратуры в ЛАЗе на более прогрессивную, состоящую из одной стойки на 144 канала тонального телеграфирования, и новая ТТ-144 обеспечила работу каналов на все направления.
В 2005 году в дистанции впервые был уложен волоконно-оптический кабель связи и медный магистральный на участке Осиповичи-Слуцк протяженностью 100 километров и запущены волоконно-оптические системы передачи синхронной цифровой иерархии SDHв составе STM-1 и STM-4 со скоростью передачи соответственно 155,52 и 622,08 Мбит/с с выделением на всех станциях потоков Е1.
Запуск в Верейцах и Елизово цифровых модемов, работающих по существующим медным кабелям, позволил закрыть там АТС, подав абонентов на станцию Осиповичи, помог внедрить комплекс САИПС-Т(В) — система автоматической идентификации подвижного состава (локомотивов и вагонов) — на станции Верейцы.
В 2007 году оборудовали комнату «северная», где разместилось оборудование ЕСПД, шкафы АСК-ПС и сервера локальной сети дистанции и железнодорожного узла. В том же и следующем годах была произведена укладка магистрального волоконно-оптического кабеля на участке Минск-Осиповичи, а в ЛАЗе смонтировано новое оборудование — системы передачи синхронной цифровой иерархии уровня STM-16 и STM-1 для выделения потоков на малых станциях. Пуск указанного дал возможность организовать в 2008 году первое на Белорусской железной дороге кольцо SDH Минск-Осиповичи-Жлобин-Могилев-Орша-Минск, обеспечивающее бесперебойное функционирование при выходе из строя устройств связи, порывах кабеля и иных технологических, техногенных форс-мажорах, а также демонтировать по две системы К-60П и комплекта оборудования БАЦС на ст.Верейцы, которое работало по медному кабелю.
Цифровая система передачи МТ-Е1 по уже проложенному медному кабелю на участке Осиповичи-Гродзянка была включена в 2010 году, что значительно улучшило качество связи на станциях Лапичи, Уборок, Гродзянка, обеспечило желающим номера железнодорожной АТС.
Тогда же построили еще и локально-вычислительную сеть узлов Осиповичи и Слуцк с укладкой по городу ВОК между ЛВС дистанции пути, локомотивного и вагонного депо, станции, вокзала, участка энергоснабжения, а еще раньше внедрили услуги широкополосного доступа в сети интернета и IP-телевидения для узловой АТС станции Осиповичи.
Была начата также укладка ВОК на участке Осиповичи-Жлобин и установка опор для электрификации дороги до Калинковичей. В 2011 году кабель был проложен, из эксплуатации изъяли оборудование ИКМ-120, которое действовало по двум каналам 3КП 4х1х1, включив работающие на этой аппаратуре каналы по волоконно-оптической системе передач FMX.
В середине 2012 года для организации связи на участке Осиповичи-Жлобин установили оборудование HiT 7025,MXS 19C и CMX, что позволило на всех промежуточных станциях — Осиповичи-3, Татарка, Мирадино, Шинная, Березина, Савичи, Телуша — включить по 10 каналов ТЧ (тональной частоты) и прямых абонентов АТС. Между ЛАЗами станций Осиповичи и Бобруйск заработало оборудование FMX — 30 каналов ТЧ, а с аппаратурой К-60П на участке Осиповичи-Минск расстались. Освободившееся в Бобруйске оборудование БАЦС использовали для организации связи между Осиповичами и Могилевом по волоконно-оптическому кабелю, что и здесь положительно сказалось на качестве. Плюс, появилось оборудование «Белтелекома», обеспечивающее предоставление услуг широкополосного интернета, что уже в ноябре по достоинству оценили абоненты узла связи.
Пришел 2014 год — пришли новые изменения: вместо энергоемкого оборудования ТТ-144 ввели 3 программно-технических комплекса телеграфной связи «Вектор-ВТ».
Первый в дистанции персональный компьютер был установлен у диспетчера связи в 1992 году — сегодня современных ЭВМ здесь 155. Плюс — 25 автоматизированных рабочих мест. В перспективе АРМы появятся в Савичах и Телуше, а сейчас они действуют на станциях Бобруйск, Березина, Осиповичи-3, Мирадино и Татарка, так что в режиме реального времени можно издалека проверить выполнение любой части технологического процесса по ремонту и обслуживанию устройств СЦБ и связи. На крупных станциях на базе ПЭВМ установлены системы записи переговоров работников, включенных в избирательную громкоговорящую и радиосвязь. Естественно, все участки оборудованы поездной радиосвязью и имеют станционную радиосвязь, а в оперативной работе используются переносные радиостанции «Альбрехт», «Моторола», «Гранит».
В модернизацию нашей дистанции сигнализации и связи в свое время большой труд вложили многие — Леонид Верещагин, Анатолий Короткий, Людмила Кавецкая, Вячеслав Вольский, Александр Веришко, Владимир Яновский, Александр Шкель, Григорий Потеюк и другие. И трудовую эстафету ветераны передали в надежные руки —Сергей Антипов, Антон Ридевский, Вячеслав Бирюля, Александр Ленюски, Борис Наливайко, Сергей Старовойтов, Михаил Сацукевич, Владимир Ноздрин, Жанна Вольская, Аркадий Савкин, Людмила Веселовская, Леонид Дорошко с коллегами не подводят.
Георгий АЛЕЙНИКОВ.