Как будет развиваться Беларусь в ближайшую пятилетку? Что нас ожидает в ближайшие годы? Эти судьбоносные вопросы народ и доверил обсудить делегатам Всебелорусского собрания: 22-23 июня представители со всех регионов будут дискутировать в столице о путях и темпах развития страны. Нынешний форум уже пятый по счету, и от предшествующих он отличается, прежде всего, тем, что будут рассматриваться тенденции экономического развития государства. Прежние 5-летние программы обсуждались в условиях, когда и наша экономика росла, и перспективы просматривались неплохие. Теперь же все вокруг далеко не однозначно, и, говоря образно, туман обязательно нужно рассеять, четко расставить ориентиры на завтра.
В среду с составом своей делегации на всебелорусское вече определился и осиповичский край. В числе 17 избранных и депутат Палаты представителей Национального собрания Николай Колтунов — заместитель председателя Постоянной комиссии по экономической политике. Он в парламенте уже четвертый год и до этого с депутатством на постоянной основе, естественно, не сталкивался, продолжительное время возглавляя трудовые коллективы в сфере сельского хозяйства, госпищепрома и производства стройматериалов. Изменилось ли сейчас отношение к законотворчеству у Николая Анисимовича?
— Когда был производственником, то практически на этом все и замыкалось. После избрания в парламент, непосредственно окунувшись в повседневную работу, связанную с подготовкой и разработкой важных во всех отношениях для общества документов, кругозор значительно расширился, на многие вещи смотрю уже, так сказать, глобальнее. Это, думаю, не удивительно: тогда в первую очередь отвечал за свой трудовой коллектив — сейчас ответственность выросла в разы.
— Ваши коллеги, думается, к делу относятся так же, но подчас появляется такое, что «ни в сказке сказать, ни пером описать»…
— Депутаты — обычные люди, и на первых порах освоиться с новым статусом-функциями далеко не просто. У нас тоже, к сожалению, не обошлось без казуса. От парламентариев четвертого созыва достался переходящий законопроект о поддержке семей, воспитывающих детей до 3 лет. Мы его приняли, и оказалось, что в число «отверженных» попали и адвокаты, и ремесленники, и другие категории граждан. В обществе это получило широкий резонанс, и только Президент своим указом спустя 3 месяца расставил все по своим местам. Наука оказалась полезной, все депутаты сейчас заинтересованы, чтобы подобные «проколы» больше не случались. Поэтому и наша комиссия, и другие стараются во все тщательно вникать, советоваться со специалистами, изучать людские мнения на местах, приглашать на заседания рабочих групп не только разработчиков проекта, но и представителей бизнес-сообществ, если в этом есть необходимость.
— Осенью, как известно, срок полномочий нынешнего парламентского корпуса истекает. Что можете занести себе в актив в плане усовершенствования законодательства?
— Начну не с законотворчества, хорошо? У нас в парламенте 14 комиссий, и за каждой была закреплена служебная машина с мизерным лимитом месячного пробега — 2 тысячи километров. Долго со многими коллегами на эту тему беседовали и убедились, что подобное — роскошь, достаточно оставить пару дежурных автомобилей, и этого вполне будет достаточно. Все депутаты в итоге согласились с этой идеей, и с 1 апреля 2014 года машины были сокращены. И ничего, справляемся! Кстати, в связи с этим проявился интересный нюанс. Если, не дай Бог, случается, что в каком-то законопроекте допущен ляп, то СМИ, особенно оппозиционные, так его смакуют, что дальше некуда. А здесь — никто будто и не заметил, что парламент пятого созыва по своей инициативе фактически отказался от служебного транспорта, сэкономив народные деньги…
Теперь — непосредственно по теме. В 2013 году в нашу комиссию поступил проект закона о хозяйственных обществах. Суть его была в том, что предлагалось в акционерные общества, которые стали уже частными, но создавались раньше на базе госсобственности, в правления вводить представителей от государства. После всестороннего изучения и обсуждения данного вопроса, непосредственно на выездных встречах с акционерами пришли к выводу, что подобное в корне неверно: имея практически 100% собственности, частнику, получается, кто-то со стороны будет диктовать, что надо делать. Но если я акционер, имею основной пакет акций, планирую жить и работать на перспективу, то те же дивиденды пущу в первую очередь на развитие, пока не выстроится цепочка с нормальной экономикой и прибылью, правильно? Поэтому мы инициировали непринятие данного законопроекта, что было поддержано Правительством, которое, кстати, было инициатором этого законопроекта, и Главой государства. Нет у нас сегодня, скажем честно, очередей с инвесторами, а, значит, и отпугивать их не стоит. Как сейчас помню, 26 декабря 2014 года Президент подписал его отзыв из парламента, после чего звонков со словами благодарности из различных мест было много. Пришли к этому мы не с кондачка, комиссия проделала уйму черновой работы в виде «круглых столов» и иного, со многими предпринимателями и руководителями ОАО советовались.
Вообще ряд принятых нынешним парламентом законов можно назвать если не судьбоносными, то очень прогрессивными. Например, об инвестициях, о концессиях. Хороший закон о государственном частном партнерстве (ГЧП). Подобный успешно действует во многих странах мира, особенно, что касается социальной сферы, т.е. строительства детсадиков, больниц и т.д. На сегодня в республике имеется 6 пилотных проектов, связанных с ГЧП. По одному из них планируется в 2017 году начать работать вместе с ЕБРР. Он будет касаться реконструкции автодороги Гомель-Барановичи.
— Ваша Постоянная комиссия занимается вопросами экономики, а это ныне — ахиллесова пята и в Беларуси, и в других странах. В чем видите выход, где искать резервы?
— О положении дел на ряде предприятий говорить не стоит — все на виду. Я в парламент, считаю, пришел из бизнеса, поэтому есть свои критерии видения, что и как надо делать. Надо честно признать, что частный бизнес сегодня работает лучше государственной сферы. Он изворотливей, не забюрократизирован, гибче, практичнее, там все быстрее просчитывают, не боятся риска. Возьмите хотя бы такую нашумевшую отрасль, как деревообработка. Предприятия, вроде, модернизированы, но они в числе выставленных на продажу, целым списком ищут инвесторов. А все потому, что компания ИКЕА, филиал которой в Могилеве, и ИООО «Кроноспан», что в Сморгони, просто «выбили» всех. Президент в недавнем Послании народу правильно подчеркнул: госпредприятие строится 5-7 лет, а частное — за год-полтора. А время — это не только деньги, но и новые технологии, новое оборудование и т.д. Оно не стоит на месте, и мы с такими «ударными темпами» строительства или модернизации за ним просто не успеваем. И получается, что закупленное, порой импортное оборудование, пока заработает, устаревает, находясь на складах…
Нам всем нужно избавиться от порочного стереотипа, будто инвестор — это какой-то человек с ружьем. Инвестор ведь приходит в двух случаях. Первый — чтобы, приобретая в большинстве случаев старую собственность и оборудование и вложив собственные деньги, получить быстрее положительный результат, нормальную прибыль, развиваться дальше. Или же с иной конкретной целью: купив объект, закрыть его, уничтожив, как конкурента. Как пример, могу привести кровельный завод в Осиповичах. Сколько было шума, когда его собственником стала российская компания «ТехноНиколь», особенно, когда началась оптимизация численности работающих. Начались разговоры, что всех разгонят, завод закроют и т.д. Но компания изначально видела в данном предприятии перспективу по выходу на рынки Европы, Прибалтики и Украины. Была поставлена конкретная задача: производить на зарубежный рынок 70% продукции — и сейчас экспорт уже практически достиг этой цифры. Причем в Россию завод не продает ни метра кровельных материалов, тогда как до 70% рынков сбыта продукции у большинства наших предприятий именно там!
Вот он, пример деятельности нормального инвестора. Мы же упустили время, когда на МАЗ, тракторный или другой завод мог прийти инвестор, тем более — в нынешний период. Да, производственные гиганты государство всегда поддерживало, но до бесконечности так продолжаться не может! Не видим, что там излишняя численность работающих, или не хотим видеть? И даже когда появляется потенциальный инвестор, то ему — согласно инвестпроекту — прописываются условия завтрашнего дня предприятия: 5 лет — сохранить людей, не менять профиль производства и т.д. И это его отпугивает, ведь ситуация выглядит просто парадоксально: человек пришел со своими или пусть даже кредитными деньгами и планами — а ему что-то вразрез идущее навязывают. Он сюда с новыми технологиями, модернизировал, автоматизировал, компьютеризировал производство — а персонал сокращать нельзя. Если предприятие строится новое, с ноля — да, здесь должна идти речь о создании новых рабочих мест. А в данном случае — явное противоречие всем экономическим законам: модернизируй, запускай новую современную линию — но людей оставь. А зачем нормальный рачительный хозяин их держать должен? Но оставшиеся на производстве специалисты — в большинстве владеющие несколькими смежными профессиями — если тянут воз за себя и за того парня, должны и зарабатывать соответственно. Тогда и результат будет.
Не согласен и с тем, что о сокращенных должно заботиться предприятие. Это — задача государства, так во всем мире. Завод или фабрика должны работать и развиваться, чтобы производить конкурентную, качественную, востребованную на рынке продукцию, платить налоги, а не выступать в роли няньки. Это, конечно, если хотим выполнить поставленную Главой государства задачу по снижению на 25% себестоимости продукции. Во многих коллективах от 25 до 70% в штате — перебор. Так как же можно быть богатым, иметь свободные деньги на развитие?
Кстати, не согласен и с тем, что если 15-20 лет назад, когда предприятие было преобразовано в ОАО, при какой-то проверке вдруг обнаруживается, что когда-то не была учтена, скажу условно, будка, то все вообще может отойти в доход государства. Считаю, что подобная практика порочна, это — неправильно. У нас контролеров вокруг предостаточно, и проверки по данному вопросу должны касаться преобразованных предприятий максимум до 5 лет, не больше. Найти при большом желании можно все, но ведь такой пресс — своего рода сдерживающий фактор, отбивающий у бизнесменов охоту заниматься производством, рисковать.
— Чувствуется, Николай Анисимович, что многое наболело…
— Так ведь хочется, пока есть силы, опыт, знания, принести побольше пользы! Вот не так давно председатель Центризбиркома высказалась, что, мол, молодежи рано быть в парламенте, но ведь подобное неверно. Сегодня в парламенте 5 созыва ни одного человека в возрасте младше 33 лет — и это плохо. Молодость — это во многом максимализм, она реагируют на все быстрее, и разумных юношей и девушек вокруг предостаточно. Мы же с таким подходом дождемся, что лучшие молодые умы вообще за границей окажутся. Из опыта работы на «Кровле», когда оптимизировали численность работников и переходили в компанию «ТехноНИКОЛЬ», при выборах руководителей структурных подразделений убедился, что молодежь живет не старым, а именно новым. И это приносит плоды, дает отдачу! Им до трех не надо что-то разжевывать, их не сдерживают вчерашние стереотипы. Есть толковый молодой специалист? Не бойтесь его выдвигать, доверяйте! Может, долго отработавшим это и обидным покажется, но главное ведь — общая польза для всего коллектива. Об этом, кстати, и в Послании Президента четко сказано, в том числе и о размере зарплаты.
Или еще. Во всех передовых странах до 80% валового внутреннего продукта образуется за счет малого и среднего бизнеса, а у нас ставилась цель к концу пятилетки достичь 30%, да и то тут не дотянули. Много говорим в этом плане, соответствующие постановления правительством приняты, но… Хотим, чтобы страна развивалась, чтобы была нормальная экономика — малому и среднему бизнесу нужно реально способствовать, это — локомотив экономики. Все ведь убедились, как в сегодняшних условиях «хорошо» живут заводы-гиганты…
Градообразующие предприятия всегда были главными наполнителями казны, поэтому, если хотим, чтобы они работали, надо настойчиво искать им заказы, полную загрузку. И делать это должно в первую очередь руководство коллективов. А вся сфера услуг, считаю, должна быть отдана частнику. Включая, кстати, и жилищно-коммунальное хозяйство. Не верю, что тот станет повышать услуги-расценки. Когда-то наша «Кровля» сжигала в год до 13 миллионов «кубов» газа, а пришел частник — расходуется в 6 раз меньше. А все потому, что он считает деньги, учитывает все расходы, ищет самый оптимальный вариант удешевления выпускаемой продукции, не теряя качество. Вы посмотрите, сколько на госпредприятии над рабочим мастеров и других начальников-клерков? Парикмахером что, директор с бухгалтером должны управлять? Постриг-побрил, сделал прическу или маникюр, взял деньги — все. Нормальный специалист — люди быстро передадут друг другу, к какому мастеру стоит садиться в кресло. Вот она, здоровая конкуренция с пользой для всех.
Выскажусь и по вопросу, который в последнее время часто возникал на встречах с избирателями, — о предпринимателях, которые торгуют на рынках. Об их противостоянии с Министерствами торговли и экономики все в курсе, сейчас рабочая группа вырабатывает взаимоприемлемый вариант развития дальнейших событий, кто-то из малого бизнеса уходит, другой остается… Но вспомните ситуацию после революции 1917 года, когда была страшная разруха, голод и т.д. Ленин тогда ввел НЭП — работайте, мол, заплатите налоги позже — и страна ожила! У нас же сейчас все осталось, как в 90-х годах. Тогда это было так: частник завозил большую партию товара, который год и больше мог продавать по одним и тем же документам. Всех все устраивало, поэтому и сейчас хватает индивидуальных предпринимателей, действующих по подобной «прозрачной» схеме. Хотя все прекрасно понимают, что переходить к цивилизованной торговле обязательно нужно — народ же у нас не глупый! Просто, думается, выбрано не самое подходящее время, когда ставим на место предпринимателей, или чуть поспешили, или упустили, и делать это надо было чуть раньше.
— Когда человек имеет собственное мнение по тому—иному вопросу — это только радует, когда аргументированно отстаивает свою правоту — радует вдвойне: принцип всеобщего «одобрям—с» далеко не всегда самый лучший, верно? А как коллеги—депутаты относятся, например, к Вашей позиции по отношению к частнику?
— Неоднозначно, но с уважением. И вообще считаю, что в любом коллективе перед принятием серьезных решений обязательно должен быть «оппозиционер»-раздражитель, присутствовать несколько мнений, чтобы человеческий ум действительно задействовался по полной программе для поиска оптимального варианта. Сам в парламенте регулярно задаю если не каверзные, то «злые» вопросы — и это не раз шло только на пользу. Надеюсь, что именно в таком плане разговор пойдет и на V Всебелорусском народном собрании при выработке тактики-стратегии для создания основы для дальнейшего поступательного развития экономики родной Беларуси.
Беседовал Виталий КУЛАКОВ.