В XXI веке мир стремительно развивается. Роботы и разнообразные машины приходят на смену человеку и выполняют гораздо больший объем работ за меньший срок. Автоматизация многих процессов значительно удешевляет производство и одновременно увеличивает производительность. В связи с этим ранее привычные профессии уступают позиции и уходят в небытие. Но остаются люди, в трудовых книжках которых значатся специальности, о которых знают далеко не все. Попробуем вспомнить о некоторых из них с помощью наших уважаемых ветеранов труда?
Стрелочник
Об этой профессии сейчас напоминает лишь известная поговорка о виноватом, а раньше рабочие этой специальности встречали железнодорожные составы по всей протяженности пути. И отвечали за их безопасное прохождение через станции, разведение по нужным направлениям.
Зинаида Степановна Тесленок родилась в Малой Гороже. Детство опалила война. Наскитавшись по лесам и окрестным деревням, повидав ужасы фашистского режима, девчонка уже в 15 лет пошла работать. Сферу деятельности тогда не особо выбирали — с соседкой Катей Кобылянец отправились на железную дорогу. А вот от работы в конторе, которая располагалась на улице Ленинской в здании нынешней больницы, отказалась: не по душе было сидеть целый день в помещении. Хотела стать проводницей, но попала в будку стрелочника. Поручили переводить стрелки и следить за их состоянием. Здесь требовалась недюжинная сила, но трудились стрелочниками преимущественно женщины: мужчин не хватало везде…
Зинаида обслуживала по 18-20 стрелок, которые располагались недалеко от локомотивного депо. При любой погоде оборудование надлежало содержать в чистоте и порядке. Зимой — вычистить от снега. В варежках регулировать стрелки было сложно, а без них мерзли руки. Иногда помогали угольщики — была и такая профессия. На каждой стрелке располагался фонарь, который нужно было почистить, заправить керосином, проследить, чтобы исправно работал. Они не только освещали, но и служили указателями для машинистов: белый свет — можно ехать, красный — путь закрыт. Еще обращали внимание на положение переводного рычага.
Стрелочники стояли на постах с флажками: развернутый желтый — на боковой путь, свернутый — прямо.
В будку идти могли только после того, как провели поезд. А их двигалось немало. Зинаида, как и все железнодорожники, различала паровозы издалека. В зависимости от вида и серии они имели ласковые прозвища, например, «ОВ» прозвали овечкой, «Щ» — щукой и т.д.
В сторожке находился телефонный аппарат, по которому сообщали дежурному о прохождении состава. Там же топили печку, чтобы согреться и подогреть чай.
Способ перемещения был по теперешним меркам экстремальным: цеплялись за паровоз, в нужном месте машинист сбавлял скорость — и на ходу соскакивали.
На работе Зинаида познакомилась и со своим будущим мужем, с которым прожили затем полвека, вырастили двоих сыновей.
Она — активный человек. С удовольствием занималась общественной работой, участвовала в выпуске стенгазеты, проведении концертов, заведовала «красным уголком». На пенсию пошла из дома отдыха локомотивных бригад, где отработала также довольно продолжительный срок.
…Уже давно работа стрелок автоматизирована, никто не крутит их вручную. И только ветераны депо могут рассказать, как это было, да в старых фильмах можем увидеть женщину с фонарем на путях…