— Проходите, присаживайтесь.
Первый заместитель начальника ОВДТ подполковник Александр Алиферович приветливо улыбается, а сам смотрит на часы. Куда-то торопится?
— Да нет, ничего экстренного. Просто ребята из группы розыска в 4 утра уехали на задержание преступника в Борисов, до сих пор не отзвонились. Сам их не дергаю: знаю, что может быть не вовремя… Будем ждать.
Знает, потому что сам 16 лет был сотрудником отделения уголовного розыска: в 1998 году, после школы милиции, пришел в ОВДТ оперуполномоченным.
— Почему розыск и ОВДТ? Наверное, по молодости привлекала все—таки романтика. А ее хватало: специфика работы транспортной милиции такова, что подавляющее большинство преступлений и оперативные действия по ним происходят «на колесах» — в поездах. К примеру, кража совершена на территории одного района, вор сбежал на ближайшей остановке уже в другом, а свидетели едут к месту своего назначения. Садимся в вагон и по ходу движения берем у них показания. Тогда в отделении работало 2 опера и начальник — Сергей Тарасик. Мобильной связи не было, поэтому перед каждой поездкой мне, молодому, опытные сотрудники подробно рассказывали, как действовать в той или иной ситуации, старались предугадать возможные нюансы. Изъездил по служебным делам всю страну, часто приходилось бывать в Украине, России, которые после «парада суверенитетов» начала 90-х стали уже самостоятельными государствами, и разрешение на проведение оперативно—следственных действий приходилось получать через МВД. Как—то по розыскному делу ехал до Уфы — больше двух суток в дороге ради пары протоколов…
За время службы в уголовном розыске Алиферовичу довелось предупреждать, пресекать, раскрывать разные преступления: посягательства на кражи грузов, хищение цветных металлов, кражи личного имущества пассажиров, которые и тогда и сейчас составляют 80% «дорожных» преступлений. Были и дела, которые запомнились особенно.
— Страшное убийство на нашем вокзале. Постовой милиционер заметил, как трое маргиналов зашли за здание станции, а вышли только двое. Пошел посмотреть и нашел тело: третьего собутыльники жестоко забили до смерти. Нет, давайте про это не будем… Лучше курьезный случай расскажу. Как—то в поезде украли сумку, двое подозрительных граждан сошли в Дричине. Приезжаем к одному, начинаем опрашивать, а он на улицу отпросился. Отпустили: там мороз, куда денешься в майке и тапочках? В присутствии супруги парня и понятых проводим обыск и… находим украденную сумку. А вора, оказывается, уже и след простыл. Осмотрели окрестности, отъехали подальше, а через полчаса в дом вернулись. Жена клянется, что нет мужа, а под кровать заглянули — вот и он: погреться пришел… Конечно, никогда не забуду 19 июля 2005 года. В дизеле «Осиповичи—Солигорск» пассажир ранил другого ножом, сам выпрыгнул на остановочном пункте Ульяновка. Стародорожские коллеги из РОВД взяли «на карандаш» свидетелей, а мы по горячим следам целую ночь отрабатывали лесной массив, близлежащие деревушки. Утром нашли орудие преступления. Деревянная ручка, короткое косое лезвие — сапожный нож. Задержали и подозреваемого: действительно, сапожник по профессии. Вроде, дело как дело, а запомнилось, потому что в тот день родился мой сын. Как раз собирался к жене и ребенку в Бобруйск, а тут — звонок, надо ехать на происшествие…
С назначения Александра Николаевича на должность первого заместителя начальника отдела прошло меньше года, и главным своим профессиональным праздником он по-прежнему считает 5 октября.
— В День образования уголовного розыска мы, оперативники вчерашние и сегодняшние, всегда встречаемся. Приходят Сергей Константинович Тарасик и Алексей Борисович Таужнянский — мои наставники, бывшие начальники отделения, а ныне ветераны транспортной милиции. Находят время для общения Виктор Семенов, Николай Рудкевич, Алексей Мальчуков — действующий состав группы уголовного розыска ОВДТ, благодаря работе которых раскрываемость краж достигла 77,8%. Поговорить есть о чем: отдел обслуживает 283 километра железной дороги в 7 районах области, ежесуточно по ним проходит 217 поездов, на которые только в нашем районе продается почти 3 тысячи билетов. Вот и получается, что и в праздник обсуждаем служебные проблемы. И, конечно, вспоминаем о том, что случалось в дороге, с которой навсегда связана наша жизнь.
Елена ЛЕПЛЯНИНА-КУБАРЬ.