Сегодня розничную торговлю в районе осуществляет более 280 субъектов хозяйствования в 344 торговых объектах, в том числе в 299 магазинах и павильонах, 20 аптеках, 6 торговых центрах. Общая торговая площадь — 25,5 тысячи квадратов. Кстати, эта цифра немного не дотягивает до нормативного показателя: на тысячу жителей есть 527,5 квадратных метра вместо 600. Кроме этого, работают 2 рынка на 479 торговых мест, а также 82 пункта общественного питания на 4.238 посадочных мест.
Как известно, жизнь быстротечна. Меняется и внешний, и внутренний облик торговых учреждений. Заметно, что появилось больше магазинов с новыми формами обслуживания — самообслуживанием, открытой выкладкой товара.
Если несколько лет назад по большей части интенсивно открывались продовольственные сетевые магазины («Евроопт», «Соседи», «Доброном»), то сейчас можно купить нужные товары в таких брендовых торговых точках, как «Мила», «Золотая мечта», «Остров чистоты». Впрочем, они уже успели завоевать осиповичского покупателя благодаря наличию гибких систем скидок, широкому ассортименту.
Успешно работают и строительные торговые точки, которые принадлежат частникам. Причем, есть с десяток торговых объектов, которые тесно сотрудничают с банками, предлагающими покупателям карты рассрочки и бонусные карты.
Население района обеспечено высококачественными товарами широкого ассортимента, преимущественно отечественного производства. Доля их в объеме продаж за январь-март составила почти 80%, в том числе по продовольственным товарам — 84, по непродовольственным — чуть больше 65.
Наши торговые предприятия активно участвуют в распространенных в последнее время у нас в стране ярмарках-продажах. С начала года в районе их проведено 16, получено товарооборота около 710 миллионов рублей. Ни для кого не секрет, что такие мероприятия способствуют улучшению торгового обслуживания населения. За январь-июнь объем товарооборота через все каналы реализации составил около 640 миллиардов рублей. Если брать на душу населения, через все каналы реализации он составил 10,7 миллиона рублей при среднеобластном показателе без Могилева и Бобруйска — 8,6. Это второе место по области. Без учета этих же городов через организации торговли по официально учитываемой сети район на первом месте по области — объем достиг 9,2 миллиона, что больше приблизительно на 2 миллиона, чем в остальных регионах. Хуже с этим показателем в общепите — 351 тысяча рублей.
На 1 июля в 395 предприятиях торговли, общественного питания района установлено 479 единиц терминального оборудования. Благодаря его активному функционированию с начала года увеличилось количество расчетов за товары по банковским пластиковым карточкам через платежные терминалы в общем объеме розничного товарооборота района — за январь-март он составил 21,4 процента. Задание на этот год — 25 при среднестатистическом — 18,3. С 2011 этот показатель увеличился приблизительно в 3 раза.
Норматив минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов почти выполнен. Но бывает, какие-то магазины закрываются, если товар перестает пользоваться спросом. И на этом месте открывается более востребованное торговое предприятие. Так, в I полугодии открылись 4 торговых объекта общей площадью 248 квадратов, а также объект общепита на 24 посадочных места.
Несмотря на то что главная задача торговли — обеспечить население необходимыми товарами и услугами, к торговым предприятиям сегодня предъявляются определенные требования в плане благоустройства. Большинство руководителей понимает, что внешний вид магазина — одна из составляющих успеха. Если там неприглядные двери, грязь на входной зоне, покупатели сюда не пойдут. Они лучше заглянут в соседнюю торговую точку, где их встретят приветливее. Поэтому представители торговых организаций прислушиваются к рекомендациям по вопросам благоустройства: обновляют фасады, меняют вывески, разбивают клумбы, устанавливают лавочки. То есть стараются привлечь покупателей. Если предприятие соответствует всем требованиям, значит, его руководитель идет в ногу со временем.