Согласно положениям статьи 40 Конституции Республики Беларусь каждый имеет право направлять личные или коллективные обращения в государственные органы.
Государственные органы, а также должностные лица обязаны рассмотреть обращение и дать ответ по существу в определенный законом срок. Письменные обращения должны быть рассмотрены не позднее пятнадцати дней, а обращения требующие дополнительного изучения и проверки – не позднее одного месяца, если иной срок не установлен законодательными актами.
Работа с обращениями граждан и юридических лиц регламентирована и ведется во всех без исключения органах государственной власти, как на республиканском, так и региональном уровне.
В настоящее время в республике действует Закон Республики Беларусь от 18.07.2011 № 300-3 «Об обращениях граждан и юридических лиц» (далее – Закон), Указ Президента Республики Беларусь от 15.10.2007 №498 «О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан и юридических лиц», с изменениями и дополнениями, Директива Президента Республики Беларусь от 27.12.2006 №2 «О мерах по дальнейшей дебюрократизации государственного аппарата».
С учетом норм Указа Президента Республики Беларусь от 15 октября 2007 г. N 498 «О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан и юридических лиц» (далее – Указ №498) обращение первоначально подлежит рассмотрению по существу в соответствии с компетенцией в местном органе.
Обращение, поступившее в орган, в компетенцию которого не входит его рассмотрение, подлежит в течение 5 дней со дня регистрации направлению для рассмотрения в организацию в соответствии с компетенцией с уведомлением об этом заявителя либо оставляется без рассмотрения с уведомлением об этом заявителя с разъяснением, в какую организацию и в каком порядке следует обратиться для решения вопросов, изложенных в обращении.
Основное количество поступивших в налоговый орган индивидуальных обращений, как письменных, так и устных, касается вопросов, связанных с применением норм налогового законодательства.
Согласно положениям подпункта 1.2 пункта 1 статьи 21, подпункта 1.5 пункта 1 статьи 82 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее НК) плательщик имеет право получать от налоговых органов письменные разъяснения по вопросам применения актов налогового законодательства, а налоговые органы и их должностные лица обязаны давать письменные разъяснения плательщикам по вопросам применения актов налогового законодательства.
При этом следует отметить, что жалобы на решения по актам проверок проводимых налоговым органом в пределах своей сферы контроля не регламентируется положениями Закона. Жалобы на решения по актам проверок регламентируется нормами Указа Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 №510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (с изменениями и дополнениями; далее — Указ №510).
Некоторые граждане, индивидуальные предприниматели, представители юридических лиц минуя местные органы направляют свои обращения в вышестоящие органы (министерства).
Указом №498 определено, что все обращения первоначально подлежат рассмотрению по существу в соответствии с компетенцией в местном органе.
Инспекция Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Осиповичскому району разъясняет, что все письменные обращения граждан и юридических лиц по вопросам отнесенных к компетенции налоговой инспекции должны направляться в местный налоговый орган – инспекцию МНС Республики Беларусь по Осиповичскому району по адресу: пер. Заводской, 2-в, г. Осиповичи.
Ответ организации – инспекции МНС Республики Беларусь по Осиповичскому району на обращение или решение об оставлении обращения без рассмотрения по существу могут быть обжалованы в вышестоящую организацию: инспекцию МНС Республики Беларусь по Могилевской области или Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь.
(инспекция МНС Республики Беларусь по Осиповичскому району)