Праздники на фронте от будней отличаются мало — выходных ведь на войне не бывает. Если на участке, где расположено конкретное подразделение, идут активные боевые действия, солдат сосредоточен на главном: уцелеть в бою, утолить голод и жажду, почистить оружие, поспать в более-менее сухом и теплом месте. А какой день будет завтра — разница невелика: ведь это завтра может стать последним днем жизни…
Когда на передовой затишье, вступает в свои права армейская дисциплина. Здесь все разложено по полочкам и расписано по минутам, и любое нарушение командованием не приветствуется.
Вот как проходили «тихие» дни в 786 стрелковом полку 155 стрелковой дивизии в период с осени 1942 по весну 1943 года, воевавшей в этот период на Калининском фронте*.
Для рядовых и сержантов: подъем — 6.00, стрелковая тренировка — 6.10-6.30, туалет — 6.30-6.50, утренний осмотр — 6.50-7.00, завтрак — 7.00-8.00, занятия — 8.00-15.00, обед и отдых — 15.00-16.30, занятия — 16.30-19.30, чистка оружия и техники — 19.30-20.30, ужин — 20.30-21.00, партийно-массовая работа, политическая информация и свободное время — 21.00-22.30, вечерняя поверка — 22.30-22.45, отбой — 23.00
Для штаба полка: подъем — 7.00, физзарядка — 7.10-7.40, утренний туалет — 7.40-8.10, политинформация — 8.10-8.40 (через день по нечетным числам), завтрак — 9.00-9.30, работа в штабе — 9.30-15.00, обед и отдых — 15.00-16.40, штабные занятия (через день по нечетным числам) — 16.40-18.40, работа в штабе — 18.40-21.00, ужин — 21.00-21.30, работа в штабе и мероприятия по плану нормативно-политической работы — 21.30-21.00, отбой — 24.00.
Впрочем, первый день 1943 года этот полк, как и весь Калининский фронт, встретил в боях: 25 ноября войска фронта начали Великолукскую наступательную операцию — очередное кровопролитное наступление в районе Ржева.
И все-таки ради любимого праздника распорядок дня хоть немного, но нарушался! Чаще всего фронтовики встречали Новый год в землянке или блиндаже — в тесноте двухъярусных нар, при скудном свете коптилки — гибрида свечи и керосиновой лампы, сделанной из сплющенной гильзы снаряда от противотанковой пушки-«сорокопятки» или малокалиберной зенитки, в которую заливался керосин и вставлялся фитиль — кусок хлопчатобумажной ткани. Из снарядной же гильзы делалась подставка для ёлочки или любого другого доступного деревца. Его украшали обертками от консервов и конфетами, если удавалось раздобыть, на вершину одевали стеклянную пробирку. Их добывали у знакомых медиков или в подразделениях противохимической защиты.
На столе — сэкономленные или выданные в качестве праздничного доппайка кусковой сахар, шоколад, спирт, немудреные фронтовые деликатесы. Особенно ценились поставляемые американцами консервы: колбасный фарш и тушенка, а также захваченный у немцев французский коньяк.
Деда Мороза и Снегурочку лепили из снега — зимы во время войны были суровые и снежные. Ну а желали друг другу главного: всем — скорейшей победы и возвращения домой.
Хорошему настроению способствовали посылки с подарками, которые готовили для фронтовиков труженики тыла. Каждая весила около 20 килограммов и содержала папиросы, табак, бумагу, носовые платки, теплые вещи, сухари, сало, копчености, всякие полезные мелочи вроде мыла, спичек, лезвий для бритья. Нередко в них девушки-комсомолки и коллективы предприятий отправляли письма незнакомым солдатам. Содержимое посылок в частях распределялось между военнослужащими.
Участие в сборе подарков формально считалось делом добровольным и подавалось советской пропагандой как стихийный патриотический порыв, однако в реальности этот процесс был плановым и осуществлялся на всей территории страны. Органы партийного руководства регулярно принимали постановления вроде «О сборе теплых вещей и белья среди населения для Красной Армии» и жестко контролировали их выполнение.
Для приема, распределения и отправки на фронт посылок в городах, районах, областях, краях и республиках создавались комиссии, в состав которых входили представители партийных, военных и общественных организаций. Работали они и на предприятиях, в учреждениях, учебных заведениях, колхозах, совхозах, при домоуправлениях.
Все посылки с подарками для бойцов и командиров Красной Армии отправлялись почтовыми отделениями на центральные сортировочные базы бесплатно. Сообщения о ходе сбора подарков систематически публиковались в периодической печати, передавались по радио.
Массовый сбор подарков для фронта проводился накануне трех праздников: Нового года, 7 Ноября и 1 Мая.
Кроме запланированного «сверху» количества продуктов и вещей рабочие, служащие и колхозники были обязаны покупать облигации Госзайма. Часть полученных таким образом средств также шла на приобретение подарков для фронта. «Праздничные» налоги ложились довольно тяжелым бременем на мирное население, но недовольных было немного: в тылу прекрасно понимали, что солдатам, сражающимся за Родину, нужно помогать всеми силами.
Приказы и другие документы этой части доступны и хорошо изучены историками. Однако очевидно, что такой же распорядок был одинаков для всех стрелковых частей Калининского фронта в названный период.