Обращения граждан и юридических лиц являются важным средством реализации и охраны прав личности, укрепления связей государственного аппарата с населением, существенным источником информации, необходимой при решении текущих вопросов и определении перспективы развития современного государства.
Согласно положениям статьи 40 Конституции Республики Беларусь каждый имеет право направлять личные или коллективные обращения в государственные органы.
Государственные органы, а также должностные лица обязаны рассмотреть обращение и дать ответ по существу в определенный законом срок. Письменные обращения должны быть рассмотрены не позднее пятнадцати дней, а обращения требующие дополнительного изучения и проверки – не позднее одного месяца, если иной срок не установлен законодательными актами.
Работа с обращениями граждан и юридических лиц регламентирована и ведется во всех без исключения органах государственной власти, как на республиканском, так и региональном уровне.
В настоящее время в республике действует Закон Республики Беларусь от 18.07.2011 № 300-3 «Об обращениях граждан и юридических лиц» (далее – Закон), Указ Президента Республики Беларусь от 15.10.2007 №498 «О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан и юридических лиц», с изменениями и дополнениями, Директива Президента Республики Беларусь от 27.12.2006 №2 «О мерах по дальнейшей дебюрократизации государственного аппарата».
Основное количество поступивших в налоговый орган индивидуальных обращений, как письменных, так и устных, касается вопросов, связанных с применением норм налогового законодательства.
Согласно положениям подпункта 1.2 пункта 1 статьи 21, подпункта 1.5 пункта 1 статьи 82 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее НК) плательщик имеет право получать от налоговых органов письменные разъяснения по вопросам применения актов налогового законодательства, а налоговые органы и их должностные лица обязаны давать письменные разъяснения плательщикам по вопросам применения актов налогового законодательства.
При этом следует отметить, что жалобы на решения по актам проверок проводимых налоговым органом в пределах своей сферы контроля не регламентируется положениями Закона. Жалобы на решения по актам проверок регламентируется нормами Указа Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 №510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (с изменениями и дополнениями; далее — Указ №510).
Поступают в налоговый орган и анонимные обращения, как правило содержащие сведения о возможном получении физическим или юридическим лицом дохода. Исходя из положений статьи 23 Закона к анонимным обращениям относятся обращения, в которых не указаны какие – либо из перечисленных сведений:
- фамилия, собственное имя, отчество (если такое имеется) либо инициалы гражданина;
- адрес места жительства (места пребывания) и (или) места работы (учебы) гражданина;
- наименование юридического лица (полное или сокращенное);
- место нахождение юридического лица.
Отсутствие этих данных не позволяет идентифицировать заявителя, поэтому анонимные обращения не подлежат рассмотрению. Исключение составляют случаи, когда анонимные заявления содержат сведения о готовящемся, совершаемом или совершенном преступлении и на основании пункта 5 статьи 10 Закона организации обязаны в пятидневный срок направить в соответствующие правоохранительные или другие государственные органы обращения, содержащие информацию о готовящемся, совершаемом или совершенном преступлении.
Основания для проведения внеплановой проверки установлены нормой прямого действия в пункте 9 Указа №510. Анонимное заявление не является основанием для проведения внеплановых проверок.
Законодательство о порядке организации и проведения проверок достаточно жестко урегулировало вопросы периодичности их проведения и основания проведения проверок.
Указом №510 одним из оснований для назначения внеплановой проверки установлено наличие у контролирующего органа информации, в том числе полученной от организации или от физического лица, свидетельствующей о совершаемом (совершенном) нарушении законодательства с представлением документов подтверждающих такие нарушения или факты (подготовкой внутренних (служебных) документов, содержащих указание на такие нарушения или факты м обоснование необходимости проведение проверки).
При обращении в налоговый орган с жалобой в отношении субъекта хозяйствования или физического лица необходимо помнить, что к сообщению сведений о возможном совершении правонарушения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем должны прилагаться документы, подтверждающие факты изложенные в обращении, либо письменное согласие заявителя на дачу свидетельских показаний в отношении такого правонарушения или фактов. В ином случае при неподтверждении в результате проведенной проверки указанных нарушений или фактов и последующем отказе заявителя дать свидетельские показания проверяемый субъект вправе обратиться в суд с иском к заявителю о возмещении убытков, причиненных распространением сведений не соответствующих действительности и порочащих его деловую репутацию.
Инспекция МНС Республики Беларусь по Осиповичскому району