Каждый владелец бэушной автотехники при прохождении техосмотра испытывает некоторое напряжение: даже если машина ухожена и проверена, никогда нельзя исключить мелкой житейской пакости в виде внезапно перегоревшей лампочки поворотника или прохудившегося прямо на смотровой площадке шланга бензонасоса. Касаемо последнего случая: комизм ситуации был усугублен тем, что произошел этот “облом” сразу после получения автовладельцем бланка диагностической карты с заветным штампом “техническое состояние ТС установленным требованиям соответствует”.
Вот как бывает: штамп есть, а ходу нет!
Однако у медали под названием “техосмотр” две стороны. Если для автомобилиста это своего рода экзамен, который достаточно сдать с минимальным проходным баллом, то для работников станции диагностики — рутинная и очень ответственная “сортировка” дефектов на те, с которыми еще допустимо использовать машину по прямому назначению, и те, когда ездить уже нельзя.
При такой разности оценочных категорий неизбежно возникают глубокие коммуникационные разрывы. К примеру, многие земляки искренне убеждены, что сотрудники Осиповичской диагностической станции проявляют излишнюю строгость и придираются к таким мелочам, на которые коллеги из других подобных учреждений вовсе не обращают внимания.
Надежных данных, которые позволили бы подтвердить или опровергнуть приведенный выше “глас народа” у “районки” нет. Да и не хочется в данном случае делать какие-то радикальные обобщения: требования к безопасности дорожного движения — штука серьезная, потому все их тонкости лучше рассматривать сквозь призму одного из неписанных правил водительской мудрости: “не уверен — не высовывайся!”
Теперь о главном. В нашем государстве существует правовой механизм, который позволяет водителю доказать свою правоту в споре со специалистами диагностической станции. Владелец мини-вэна “Фиат Улисс” Александр Корусевич недавно проверил, как этот механизм действует, и решил поделиться приобретенным опытом:
— Когда машина не прошла техосмотр, то был несколько удивлен выявленным дефектам. Согласен: регулировку фар нужно подкорректировать, но откуда взялась неисправность подвески, которую совсем недавно доводил до ума?
Но раз проблема есть, ее нужно решать. Поехал на СТО, а там огорошили: “У тебя, мол, с подвеской полный порядок!”. Посоветовали съездить на другую диагностическую станцию, но решил подстраховаться. Для начала связался с головным офисом РУСП “Белтехосмотр” и попросил совета у заместителя директора Михаила Сергеевича Свистуна. Тот воспринял ситуацию очень серьезно и предложил провести экспертизу машины на диагностической станции № 152 в Бобруйске.
На следующий день мне сообщили, когда нужно приезжать на экспертизу. К слову, организовано ее проведение четко и оперативно, в очереди стоять не пришлось. Независимая проверка подтвердила: претензий к состоянию подвески нет! По ходу дела отрегулировали и фары, так что к осиповичским диагностам приехал повторно, имея “железобетонную бумагу” за подписями экспертной комиссии.
Естественно, вопросов к машине на этот раз не возникло. Но зато они были у меня!
Написал жалобу руководству ОАО “Могилевоблавтотранс” и получил в установленный законом срок следующий ответ (текст публикуется с сокращениями):
“Согласно письменному объяснению инженера по ТОТС диагностической станции № 12 в ходе проведения техосмотра были выявлены следующие неисправности:
…Наличие перемещений деталей подвески (оси) относительно поворотной цапфы, не предусмотренного конструкцией ТС.
С Вашей стороны не были своевременно выдвинуты претензии в соответствии с законодательными документами. Вы могли в день прохождения гостехосмотра свои замечания вынести руководителю Осиповичского филиала Автопарк № 19, которому непосредственно подчинена диагностическая станция.
При проведении проверки Вашего заявления было установлено, что инженер по ТОТС нарушил технологичский процесс проведения гостехосмотра, за что ему был объявлен выговор и лишен премии. Дополнительно сообщаем, что с инженером по ТОТС проведена беседа по недопущению подобного случая, при повторении он будет освобожден от занимаемой должности”.
Делаем выводы
Если при прохождении техосмотра возникла спорная ситуация, автовладелец может обратиться к руководителю организации, которой подчиняется диагностическая станция (в Осиповичах — директору филиала Автопарк № 19 ОАО “Могилевоблавтотранс” Сергею Витальевичу Скавышу — тел. 23-1-96).
Если приемлемое решение не найдено, движемся вверх по инстанциям: ОАО “Могилевоблавтотранс” (8 (0222) 46-71-90) или РУСП “Белтехосмотр” (8 (017) 202-01-65).
Конечно, тратить время на доказательство своей правоты стоит в том случае, когда в этой самой правоте есть полная уверенность. Которую, естественно, дает только предварительно проведенная — и подтвержденная документально! — диагностика на СТО.
…А вот над получившим нагоняй инженером по ТОТС злорадствовать не стоит. Пусть в него кидает камни тот, кто сам ни разу не ошибался.