Итак, долгожданное свершилось: на главной дороге нашего района, которая «налево поедешь — Минск, направо — Бобруйск», разрешена скорость 120 километров в час. По мнению дежурного по «Автоклубу», это событие обязательно нужно отметить чем-нибудь приятным и полезным. Например, демонстрационным автопробегом.
Идея была такой: раньше поездка в столицу и обратно занимала 3-3,5 часа, теперь — меньше двух. Если же превысить законные «сто двадцать» на относительно дешевые в смысле возможного штрафа «двадцать», то выйдет и вовсе минут семьдесят. Потому возникает вопрос: можно ли потратить сэкономленное время (среднеарифметические полтора часа), чтобы, свернув от основной магистрали, увидеть какое-нибудь эксклюзивное разэксклюзивище?
Мы едем, едем, едем…
Проведенный среди коллег-журналистов «районки» экспресс-конкурс на лучший маршрут будущего автопробега выиграла веб-редактор Маша Талейко. Она прошерстила сайт vаndrouka.by и решительно объявила: «Эврика!». В смысле: «А вы знаете, что географический центр Беларуси находится всего в 15 минутах езды от Марьиной Горки?». За хорошую идею положен хороший приз: берем ее в путешествие. А узнав, куда едем, наш многоопытный водитель Виктор Зиновенко ухмыльнулся и добавил интриги: в тех местах, мол, за целых полтора часа увидим еще немало кое-чего.
…Вырулив на трассу, редакционная «Приора» притормозила у кафе «Транзит». Хотелось узнать у работников этого популярного заведения, как сказалось на количестве посетителей увеличение разрешенной скорости. Ответ озадачил: «Многие до сих пор ездят «девяносто». О мотивах такого консерватизма в «Транзите» не задумывались. В принципе, позиция придорожного сервиса понятна: какая разница, с какой скоростью едут клиенты, если спрос на их аппетитную снедь не уменьшился. Но нам причину «тормозухи» установить хочется. Виктор Николаевич предположил, что она в элементарной человеческой жадности: тише едешь — меньше «капает» долларов, к которым привязана нынче цена бензина и солярки. Проверить «экономическую теорию» несложно: у бортового компьютера «Приоры» есть функция контроля расхода топлива.
Выбрав ровный участок, начинаем тестировать полуторалитровый инжекторный движок «ВАЗ-2170» на разных скоростях. Тест на корректность не претендует, но цифры все же интересные: 90 км/ч — 5,2 литра на сотню, 100 км/ч — 5,5 л, 120 км/ч — 6,7 л, 140 км/ч — 8,7 л. Это — при равномерном движении. Ускорение, особенно в диапазоне 120-140 км/ч, дает пиковый расход до 20 литров на «сто». Ничего себе! Неужели разрешение ехать на высокой скорости есть банальный «развод» автовладельцев на деньги, которые они вынуждены тратить на покупку дополнительного топлива?
Но мы в конспирологические заговоры хозяев бензоколонок не верим. В конце-концов, никто ж в шею не гонит: хочешь — дави тапку в пол и будет тебе весело, но затратно, не хочешь — касайся акселератора нежно и внимательно следи за «крейсерским» режимом. К слову, на скоростной двухполосной дороге конфликтные ситуации между представителями первого и второго водительских подвидов практически исчезли. «Гонщики» интересничают по левой полосе, «экономисты» осторожничают справа.
Держим курс на Бор
Чтобы попасть к центру Беларуси, нужно свернуть в сторону Марьиной Горки и, проехав через город насквозь, двигаться по шоссе Р68 до поворота на деревню Бор. Дорога несложная и очень похожая на нашу улицу Сумченко — узкая, тряская и слегка закругленная. От деревни к достопримечательности ведет несколько дорог, но транспортная сеть в Боре настолько запутанная, что лучше спросить совета у местных жителей. К автотуристам у них отношение сугубо положительное — проверено на себе.
Центр Беларуси находится примерно в километре от деревни, на краю большого поля. Виден издалека, поскольку над ним установлена вышка — некое подобие Эйфелевой башни, переболевшей в детстве рахитом. Под башней стоит плита из черного камня с соответствующей надписью. Но, чтобы увидеть место, которое имеет точные координаты центра нашей страны, нужно строго под вершиной башни разгрести траву. Там в небольшом углублении торчит толстый металлический костыль с клеймом — геодезический репер. Вот он-то и есть истинный «пуп земли»!
Чтобы осмотреть географическую диковинку, пришлось постоять в очереди. Перед нами сюда выстроилась целая кавалькада машин. Их пассажирами оказались работники профсоюза АПК Минщины, у которых гидом был председатель местного сельхозкооператива.
Мимолетный разговор оставил приятное впечатление: хозяевам польстил интерес «зарубежных» (в смысле — из другой области) газетчиков, а мы высказали ответственным лицам пару предложений по популяризации автотуризма в Пуховичском районе. Элементарная вещь: на шоссе Минск-Гомель и дороге Р68 необходимо установить знаки, указывающие, как проехать к «Центру Беларуси»!
На обратном пути за Марьиной Горкой свернули на шоссе, ведущее в поселок Блонь и деревню Пуховичи. Оно идет параллельно магистрали Минск-Гомель, а потом к нему примыкает, так что километраж поездки этот крюк не увеличивает. И свернули не зря: там действительно есть на что посмотреть! Необыкновенной архитектуры церковь начала ХIХ века, отлично сохранившаяся панская усадьба, где теперь Пуховичский краеведческий музей. Да и мелочи, вроде эффектного благоустройства дорожных обочин, доставляют удовольствие. Особенно запомнились Микки Маус и его подружка Мини, сделанные из старых шин. Простенько, но очень вкусно!
А еще мимо нас неторопливо продефилировала красавица «Волга» ГАЗ-М-21. Машина «первой серии», наиболее редкой и стильной. Автораритет имел сногсшибательную окраску (нормативной лексикой не описать, но пусть будет «цвета столовой свеклы с майонезом») и благородную помятость. Такое ощущение, что на кузове одлтаймера ровняли гвозди, но молотку досталось больше…
Дмитрий САВРИЦКИЙ.