«В ранце каждого солдата лежит маршальский жезл»! Принято считать, что крылатое выражение Наполеона описывает перспективы карьерного роста при соблюдении требований устава и субординации. Но его истинный смысл глубже: это — напоминание об ответственности и долге. Военный человек в первую очередь сам себе командир, поэтому только от него самого зависит проявление храбрости или трусости, инициативы или бездействия, и главное — желание достичь поставленной цели.
Павел Качанович в полной мере проявил эти качества не только во время военной службы. Сегодня, в день его 75-летия, о некоторых страницах биографии незаурядного земляка стоит вспомнить на страницах «районки».
Если армия — это судьба
На срочную службу Павел был призван в 1959 году. Попал в Киевский военный округ, в танковые войска. После окончания «учебки» стал командиром танка Т-55. Но то время это была самая современная боевая бронированная машина Советской Армии, так что экипажи для них подбирались с особой тщательностью. К примеру, механиком-водителем у старшего сержанта Качановича был литовец Доминаускас, успевший до призыва стать крупным специалистом по металловедению. Его неоднократно привлекали для консультаций при испытаниях новых образцов бронетехники.
Сам командир бравого экипажа виртуозно стрелял из танкового орудия, успешно справлялся с обязанностями заместителя командира взвода и многократно получал самое желанное для солдата поощрение: краткосрочный отпуск. А при увольнении в запас — в декабре 1962 года — старший сержант Качанович получил… звание младшего лейтенанта. Почему стало возможным его ускоренное производство в офицеры, Павел Сергеевич так и не узнал, но считает, что оно было связано с «Карибским кризисом» — резким ухудшением советско-амариканских отношений.
Вернувшийся домой в Лунинец, полный энергии и планов о будущем молодой человек, ставший во время армейской службы кандидатом в члены коммунистической партии (а в 60-е годы в партию принимали далеко не каждого!) можно сказать, попал на «социальный лифт»: Белорусская ССР в то время развивалась стремительно, так что у толковых организаторов и управленцев открывались самые широкие перспективы.
…Павел Качанович до 1965 года занимался общественной работой — был инструктором райкома комсомола, потом возглавил Синкевичское сельпо Лунинецкого райпотребсоюза. Работал «с огоньком», так что уже через два года ему было предложено занять более высокий пост в системе Брестской потребкооперации. Но появилась возможность вернуться в Вооруженные Силы, где вводились должности заместителей командиров рот по политической части, и Павел Сергеевич выбрал армию.
Есть такая профессия — замполит
Институт заместителей командира по политической работе (комиссаров) — советское изобретение времен Гражданской войны. Роль замполитов в развитии Советской Армии неоднозначна, однако сама идея была верной. Поэтому, когда необходимость иметь в воинских частях специалиста, отвечающего за морально-психологическое состояние солдат и офицеров, была осознана в других армиях мира, «краеугольные камни» военно-воспитательной работы — уровень личной профессиональной подготовки, мотивация для его повышения; убежденность в исключительности государственного строя своей страны; приверженность воинским традициям; высокая психологическая готовность к началу военных действии — были заимствованы из советского опыта.
В 60-70 годы прошлого века замполитов в Советской Армии готовили основательно. Тогда считалось (и совершенно справедливо!), что офицер-воспитатель будет иметь авторитет, если сможет в любой ситуации сказать «делай, как я», а не «делай, как я сказал».
…Получив новое назначение на остров Сахалин, Павел Качанович прибыл в танковый полк, когда он был поднят по тревоге и приступил к учебным стрельбам. Проверяющий — командир корпуса — потребовал, чтобы первыми сдавали норматив по стрельбе командиры батальонов, их замполиты и начальники штабов. На уточнение, что мол, замполит только прибыл и с матчастью (здесь еще состояли на вооружении танки Т-34) не знаком, ответил: «На войне не спрашивают, откуда кто прибыл. Стрелять всем!»
Комбат одолел норматив на «удовлетворительно», а новичок-замполит получил оценку «отлично».
Но это случай, скорее, из области армейских курьезов. А вот во время службы в Чехословакии — на Дальний восток Павел Сергеевич прибыл именно оттуда — решать приходилось куда более сложные задачи. Среди прочего, Качанович был выбран председателем комиссии народного контроля своего полка и должен был пресекать расхищение имущества части, коррупцию, несоблюдение служебной дисциплины. За успехи в этой деятельности замполит был удостоен почетного знака «За активную работу в органах народного контроля СССР».
А в ходе учений «Щит-72» он получил высокую оценку за работу с личным составом от Главного политуправления Советской Армии и Военно-Морского флота и был повышен в должности.
В 1981 году — новое место службы. Белорусский военный округ, гаубичный полк в Осиповичском военном городке. С этой частью участвовал в учениях «Запад 81» — самых крупных маневрах Советской Армии.
За время воинской службы Павел Сергеевич был награжден 11 медалями, в том числе — чехо-словацкой.
Книга «Памяць»
Уволившись в запас в 1989 году, подполковник Качанович стал участником интереснейшего проекта — создания хроники «Память». Павел Сергеевич с большим энтузиазмом отнесся к предложению стать секретарем комиссии по написанию исторической энциклопедии Осиповичского района.
Вообще, среди тех, кто работал над книгой «Память», равнодушных не было. Хотя это не означает, что работа шла «по накатанной колее». Сталкивались концепции и позиции, конфликты мнений порождали неожиданные трудности, делались и исправлялись самые разнообразные ошибки. Но это нормально для творческого процесса, тем более,что результат общих усилий оказался достойным. Изданная в 2002 году осиповичская «Памяць» стала «юбилейной» — сотой среди выпущенных к тому времени районных историко-документальных хроник и — одной из лучших.
А собранные и систематизированные материалы стали основой фондов районного историко-краеведческого музея. Когда подготовленную Качановичем из этих материалов экспозицию, посвященную землякам-участникам Великой Отечественной войны, увидел начальник отдела культуры райисполкома Василий Наливайко, то немедленно предложил ему стать первым директором музея.
…Рождалось это учреждение культуры очень трудно, да и сегодня наш музей не имеет полностью оформленной экспозиции. Однако именно Павлу Сергеевичу пришлось решать самые важные вопросы его создания. К примеру, чтобы получить в распоряжение отдела культуры нынешнее здание музея, пришлось вести долгую и изнурительную «бумажную войну» с Министерством связи.
* * *
Несмотря на возраст, Павел Сергеевич продолжает активно участвовать в жизни района. Он — один из лидеров совета ветеранов и активный член местной организации коммунистической партии Беларуси. К его политическим взглядам можно относиться по-разному, но то, что он остался им верен после крушения КПСС, внушает уважение.
— Работа с людьми мне всегда нравилась, — говорит о своей общественной деятельности Павел Сергеевич. — Пока будут силы, ни за что от нее не откажусь!
…Самым значимым поступком в своей общественной деятельности ветеран считает участие в спасении жителей Елизова от холода. В середине 90-х в рабочем поселке в самом разгаре отопительного сезона вышла из строя система центрального отопления. Павел Сергеевич тогда был депутатом райсовета, и именно он стал инициатором проведения кампании по ликвидации этой гуманитарной катастрофы.
Дмитрий САВРИЦКИЙ.
Павел Сергеевич! Дорогой! Прочитал заметку в честь твоего 75-летия. Был тронут и счастлив за тебя . за то . что ты остался верен тем идеалам и жизненным принципам . которым верен по сию пору.Молодец! Я желаю тебе и твоей семье крепкого здоровья и благополучия! Если есть возможность у тебя. то откликнись. Буду рад с тобой пообщаться. С уважением Анатолий Бурлаков.
Еще раз обращаюсь к редакции. Передайте Павлу Сергеевичу поздравления с его 75-летием и пожеланиями крепкого здоровья и благополучия ему и его семье. С уважением А. Бурлаков