После успешного контрнаступления под Москвой и ряда удачных операций меньшего масштаба, проведенных в декабре 1941 года, командование Красной Армии пришло к выводу, что сложившийся баланс сил позволяет уже в первые месяцы 1942 года перехватить инициативу на всем советско-германском фронте. При этом задача для наступающих войск была сформулирована дерзко и расплывчато «…заставить их (немцев) израсходовать резервы еще до весны, когда у нас будут новые большие резервы».
Но к проведению крупномасштабных операций Красная Армия была не готова, поэтому закончилось зимне-весеннее наступление для нее огромными потерями, тогда как вермахт свою боевую мощь на Восточном фронте в целом смог даже несколько увеличить. Несоответствие амбициозности замысла и достигнутого результата было настолько сокрушительным, что на освещение событий, происходивших в январе-апреле 1942 года, в советской исторической и мемуарной литературе было надолго наложено своеобразное табу. О подвигах отдельных героев — сколько угодно и во всех подробностях, а в целом о том, что происходило под Мясным Бором, Демянском, Ржевом, Барвенково, на Керченском полуострове — лишь короткими штришками.
О 2-й ударной армии, брошенной прорывать блокаду Ленинграда и погибшей в Долине смерти у деревни Мясной Бор уже упоминалось. Сегодня расскажем о Демянской операции, проводимой Северо-Западным фронтом. Войскам СЗФ была поставлена задача прорвать вражескую оборону, после чего нанести два удара с флангов в расходящихся направлениях: к Ленинграду, в тыл группы армий «Север» и на юг, для глубокого охвата группы армий «Центр».
Первоначально этот план выполнялся успешно: у немцев отсутствовала сплошная линия обороны, что позволило 400-тысячной советской группировке без особых затруднений проникнуть во вражеский тыл. Однако на быстрое развитие успеха фронту не хватило сил, поэтому противник успел принять меры и довольно быстро остановил наступающие части. При этом в тылу Северо-Западного фронта, в районе Демянска, были окружены 6 немецких дивизий, в том числе печально знаменитая дивизия СС «Тотенкопф» — «Мертвая голова». К слову, в программу подготовки ее солдат и офицеров входил «практикум» по охране заключенных в концлагерях, а ее командир — обергруппенфюрер СС Теодор Эйке — был комендантом концлагеря Дахау, который в Третьем рейхе считался «образцовым».
Однако уничтожить свой первый крупный «котел» Красной Армии не удалось. В апреле 1942 года немцы смогли разорвать кольцо окружения и удержали занимаемые позиции, создав опасный выступ на линии фронта.
95-тысячная группировка немецких войск продержалась в окружении почти три месяца благодаря «воздушному мосту», наведенному Люфтваффе. Чтобы обеспечить приемлемый уровень снабжения окруженных войск, необходимо было ежедневно перебрасывать как минимум 300 тонн различных грузов. Для этого немцы собрали 500 транспортных самолетов, часть которых пришлось срочно перебрасывать из Германии и Средиземноморья. В операции был задействован даже персональный самолет Гитлера — Фокке-Вульф 200 «Кондор». Подкрепления живой силы доставлялись планерами, которые могли садиться на любую более-менее ровную площадку.
Армада крылатых «грузовиков» летала над занятой советскими войсками территорией практически беспрепятственно, поскольку зенитной артиллерии части Северо-Западного фронта имели очень мало, а приданное ему ударное авиационное соединение в составе 6 истребительных, 5 бомбардировочных и 1 штурмового авиаполков на воздушную блокаду котла не нацеливалось.
Конечно, бои в воздухе происходили часто, однако существенного влияния на снабжение окруженной группировки они не оказывали. В одном из таких сражений был сбит легендарный герой «По-вести о настоящем человеке» Алексей Мересьев, а в другом погиб сын знаменитого революционера и одного из создателей РККА Михаила Фрунзе — Тимур.
…Транспортная авиация Люфтваффе смогла успешно провести свою первую значительную операцию на Восточном фронте, предопределив провал крупного советского наступления. Потери Северо-Западного фронта в Демянской операции составили 245 тысяч человек — в 4,5 раза больше, чем у немцев.
Однако из горького урока были сделаны правильные выводы, благодаря которым Красная Армия вскоре смогла одержать одну из наиболее славных побед. А вот верховное командование противника самоуверенно посчитало, что непревзойденная германская авиация способна создать «воздушный мост» в любой обстановке. Именно поэтому осенью 1942 года Гитлер принял роковое решение не отводить из окруженного Сталинграда 6-ю армию…