Первое сентября — праздник, волнительный не только для учеников, но и учителей. Ведь на них возложена огромная ответственность: передать свои знания так, чтобы они надолго сохранились в головах учеников. Но еще более ответственна роль учителей-методистов: им нужно и детей обучить, и поделиться своим богатым профессиональным опытом с другими педагогами. В районе работает четыре учителя-методиста, которые и рассказали о планах на учебный год.
Татьяна АМБРУШКЕВИЧ, учитель русского языка и литературы, член республиканского клуба «Хрустальный журавль», в состав которого входят учителя-финалисты республиканского конкурса «Учитель года». Часто ездит с клубом в разные города и села, где проводит мастер-классы и открытые уроки. В ближайших планах – поучаствовать в работе конкурса «Учитель года» и в III съезде учителей стран СНГ.
— Всегда надо возвращаться к прошлому материалу и повторять его. Наша память имеет свойство забывать то, что в ней не возобновляется, поэтому задача педагога — каждый урок уделять по 5-7 минут на повторение пройденного. Кроме того, все уроки должны быть в системе. Я всегда говорю ребятам, что язык — это фартук с множеством кармашков, и в каждом — определенные знания. Если в голове все систематизировано, то и в кармашках будет порядок.
Неонила ЦЫГАНОК, учитель истории, занимается развитием интеллектуальных умений учащихся. Ее главный проект — исследовательско-краеведческая работа, связанная с Холокостом. В новом учебном году планирует создать творческую группу вместе с учителями-историками, чтобы написать программу по подготовке учеников к обязательному экзамену по истории Беларуси в 11 классе.
— В первую очередь, хотелось бы вернуться к концентрической системе изучения истории, когда до 9 класса ученики проходят весь курс, а в 10 и 11 повторяют его, но на более глубоком уровне, проводя аналитическую работу. Однако несколько лет назад мы перешли на линейную систему. И теперь получается, что многие дети уходят учиться в колледжи после 9 класса, программа которого завершается событиями Февральской революции. За знания по истории, которые они получают дальше, мы уже не можем ручаться, так как в колледжах этот предмет второстепенен. Также было бы целесообразно изучать всемирную историю и историю Беларуси параллельно и синхронно, а не по очереди: в одном полугодии один курс, а во втором — другой.
Светлана НАЗАРОВА, учитель русского языка и литературы, проводит семинары и выступления для учителей района и регулярно читает лекции по теме своего педагогического опыта в МГОИР. В планах — продолжить развитие как в рамках собственного предмета, так и в рамках методологии.
— В первую очередь, необходимо самому любить язык и литературу, обладать профессионализмом и глубоко знать свой предмет. Также нужно быть творческим человеком, способным на эксперимент, чтобы выйти за границы традиционного обучения и заинтересовать учеников. Никогда нельзя лениться, несмотря на огромные стопки тетрадей и рутину. Педагог обязательно должен любить жизнь, так как невозможно рассказать о литературе и заинтересовать ею ребенка, если ты сам не оптимист.
Владимир ПАРКАЛОВ, учитель немецкого языка, проводит занятия на областном и республиканском уровнях. В ближайшем учебном году планирует закончить многие методические разработки, завершить компьютерную программу, которая будет помогать ученикам в изучении немецкого языка.
— Отношение учеников к изучению языка в последнее время улучшилось. Многие хотят освоить его на более углубленном уровне. Со стороны правительства также уделяется внимание: на иностранные языки выделено больше часов. В последнее время появилась тенденция учить язык не ради самого языка, а в качестве приложения к основной сфере деятельности. Скажем, инженер со знанием иностранного языка теперь ценится более высоко на рынке труда. Многим язык необходим и в работе. Например, работникам турфирм — чтобы лучше изучить свой основной сегмент деятельности.
Анна ГРИДЮШКО.