Общеизвестно: станция Осиповичи — большой железнодорожный узел, и многие горожане трудятся именно здесь. Но далеко не все знают, в чем на самом деле заключается работа железнодорожника и насколько важна каждая из железнодорожных профессий для безопасной перевозки людей и грузов.
За последние 50 лет средняя скорость движения поездов повысилась до 100 км/час и более, что значительно увеличило нагрузку на вагон, поэтому каждый из них, приходя на станцию, подлежит тщательному осмотру специалистов. Именно этим и занимается пункт технического обслуживания. Здесь работает 86 человек, из них 76 — осмотрщики-ремонтники вагонов. В любую погоду и время суток после остановки поезда группа специалистов начинает осмотр состава с двух сторон: от «головы» и от «хвоста». Причем идут с обеих сторон вагона. Задача — выявить и устранить неисправности, угрожающие безопасности движения, провести безотцепочный ремонт ответственных узлов рамы, ходовых частей, автосцепных устройств, автотормозов и регулировку рычажных передач. В случае, если на месте устранить неисправность невозможно, — направить вагон в текущий отцепочный ремонт. Далее – опробование тормозов грузовых составов на установке УЗОТ-РМ: ни один поезд не отправится в путь с неисправной системой тормозов или с недостаточным давлением. Все исправно — дается разрешение на дальнейшее следование вагонов с гарантией, что этот путь будет благополучным.
— Профессия осмотрщика-ремонтника вагонов чрезвычайно ответственная, требует специального профессионального образования, хорошей памяти и умения самостоятельно принимать решения в критической ситуации, — рассказывает начальник ПТО Александр Хмара. — Конечно, каждый специалист со своим опытом и знаниями, но объединяет всех одно — желание работать без брака, обеспечивая безопасность движения поездов.
Надев сигнальный жилет, без которого выход на пути запрещен, отправляемся со старшим осмотрщиком-ремонтником вагонов Игорем Гапой и осмотрщиками-ремонтниками Анатолием Чирковым и Владимиром Ивановым (на снимке) на маршрут «голова-хвост», по которому они каждую смену проходят более десятка километров. Чирков внимательно разглядывает автосцепку, постукивает молоточком по колесной паре и прислушивается. Звук звонкий — так и требуется, при разрушении торцевого крепления и падении детали он будет дребезжащим. И как только можно что-то услышать среди грохота проходящих поездов и громких переговоров диспетчеров и операторов! Иванов просовывает в технологическое окно боковой рамы незаменимый прибор для недоступных мест — смотровую штангу, на которой закреплены зеркальце и маленький фонарик. Так, кажется, что-то не в порядке. Сосредоточенно всматривается — нет, показалось…
— Умение концентрировать внимание, отличные слух и зрение, — главное в нашей работе, — говорит Игорь Гапа. — Осмотрщики работают и в дождь, и в снег — при любой погоде. Сила воли, значит, тоже нужна большая. А еще координация движений, осторожность, чувство ответственности. Помогает интуиция, но больше — опыт, подсказывающий, где вероятнее всего может «спрятаться» трещина или излом. Например, боковые рамы тележек часто разрушаются под полувагонами и цистернами. Это и понятно, они эксплуатируются интенсивно, а их износ может привести к крушению поезда. Кроме того, полувагоны, по сравнению с другим подвижным составом, чаще перегружаются. Случалось находить и обезвреживать сразу «комплект» трещин. Работать стараемся быстро: на проверку и ремонт — час времени, а в смену проверяем до 20 поездов. Но, конечно, не в ущерб качеству: ответственность на нас лежит огромная!
…Купив билет на поезд, мы не задумываемся, сколько людей трудится для того, чтобы обеспечить комфорт и безопасность пассажиров в пути следования и вовремя доставить к месту назначения. И поезда идут четко по расписанию, без задержек и поломок именно потому, что люди разных железнодорожных профессий добросовестно выполняют свою работу…
Софья САВАЙТАН.