Для того, чтобы организовать расформирование и формирование поездов, необходимо просчитать действия машинистов маневровых локомотивов, составителей поездов и регулировщиков скорости вагонов на несколько шагов вперед. Самое подходящее сравнение для одной из ведущих профессий в управлении железнодорожными перевозками — сценарист, который руководит кинооператорами и актерской группой. Ведь в отличие от дежурного по горке — своего рода режиссера сортировочной станции — он не указывает машинистам маневровых локомотивов напрямую, куда и с какой скоростью двигаться и какой вид сортировки осуществлять, а лишь прописывает точное время для совершения маневров с учетом задач каждого участника производственного процесса. В его задачу входит рассчитывать время для множества технологических операций в парке формирования поездов. И нужно не один год поработать составителем и дежурным по горке, отлично знать правила технической эксплуатации железнодорожного транспорта, чтобы справиться с ней.
Всеми перечисленными знаниями и опытом в полной мере обладает Георгий МИРОНЧИК, который отдал этой профессии четверть века.
Начинал он свой трудовой путь в середине семидесятых регулировщиком скорости движения. За годы работы стал высококлассным специалистом, и его мастерство не оставалось незамеченным и государством: имеет орден «Знак почета», много различных грамот.
— Отвечаю за конечный результат расформирования и формирования поездов, — поясняет Георгий Александрович. — А значит и за своевременное отправление составов с различными видами груза, которые ждут десятки промышленных предприятий как нашей страны, так и зарубежья.
К слову, диспетчерский график составляется в соответствии с общим графиком движения поездов, изданным в дирекции железнодорожных перевозок, а также согласно с требованиями товарной конторы и правилам технической эксплуатации железнодорожного транспорта. Без станционного расписания движения грузовых составов наша работа была бы хаотичной и бессмысленной, тут нельзя что-то делать «как Бог на душу положит». Но не существует и единого графика на все дни недели — на каждую смену приходится свой уникальный комплекс задач.
— Выходит, Вы действительно настоящий сценарист, — повторяю сравнительный образ. — Если, например, дежурный по горке станет осуществлять свои функции не на станции, а на съемочной площадке, то примется определять, какой участник актерской труппы лучше справится со своей ролью в тот или иной момент художественного фильма — как составитель или «башмачник» на сортировке…
— У нас функции распределены примерно таким образом, — соглашается собеседник. — Ведь не только маневровому локомотиву, но и актеру на подмостках дается конкретное время для его действия в кадре, иначе в фильм не вошли бы другие нужные фрагменты. Так и для действий железнодорожников указывается строго определенный срок.
Информация о составах, приближающихся к входным светофорам станции, высвечивается на компьютере задолго до их реального прибытия. Впоследствии у какого-то состава изымут группу вагонов, груженных щебнем, и взамен прицепят зерновозы. Другой состав лишат вагонов с лесом, прицепив на их место цементовозы или нефтяные цистерны. После таких изменений поезда, состоящие условно из 60 вагонов, продолжат свой путь к промышленным предприятиям.
На рабочем месте маневрового диспетчера минимум предметов: несколько телефонных аппаратов, большой лист ватмана с нанесенным на нем графиком движения составов по станции да монитор компьютера с программой, позволяющей видеть в реальном времени поезда, готовые к приему и отправлению.
Кажется, что днем у маневрового диспетчера нагрузка меньше. Это связано с менее интенсивным движением грузовых поездов, уступающих место пассажирским и пригородным. К тому же, в светлое время суток на перегонах ведутся ремонтные работы служб пути, электрификации, автоматизации, блокировки и связи. Ночью же работа на сортировочной станции кипит: движение грузовых поездов гораздо активнее. Но Георгий Александрович с таким утверждением не согласен: работы хватает всегда. Иногда за смену формируется более тысячи вагонов — свыше 20 поездов и своих, и проходящих.
Коллеги считают его асом, да и сам он признается, что работу знает, любит и нисколько не жалеет, что судьба связана с такой сложной и ответственной профессией. Сейчас Мирончик передает свой опыт более молодым, а в глазах по-прежнему светится огонек. Он полон сил и оптимизма, умеет разрядить любую напряженную ситуацию и уверен, что только сам человек — творец собственного благополучия.
Нина ВИКТОРЧИК. Фото Нины ЦАРИК.