Проведение отпуска в деревне для нескольких поколений белорусов-горожан — обычное дело. Тем не менее, понятия «сельский отдых» и «отдых» в национальной ментальности имеют несколько разный смысл: в деревню нужно ехать, чтобы помогать вести подсобное хозяйство родителям, бабушке, дедушке. То же и с дачами, которыми владеет чуть ли не половина городского населения.
Однако времена меняются, и все большее число соотечественников предпочитает традиционному отпускному туру на переполненные южные пляжи тихую агроусадьбу в белорусской глубинке.
Впрочем, оживление спроса на «отдых в деревне» свойственно не только для жителей Синеокой, не в меньшей степени оно проявляется и в других постсоветских странах. В дела всех соседей углубляться нет резона, а вот братьев-россиян добрым словом упомянем. Во-первых, потому что именно они провели уникальную акцию по популяризации сельского отдыха, запустив в прокат знаменитый комедийный сериал «Особенности национальной охоты/рыбалки», в которой собственно охота-рыбалка держались на заднем плане, а вот прелести агроэкоусадьбы (кордон егеря Кузьмича «со всеми удобствами», включая баню, диких животных, сад из камней и растущий в огороде ананас), а также вытекающие из них приключения представлены во всем блеске. Во-вторых, именно Россию в перспективе можно рассматривать как основного зарубежного потребителя белорусского экспортного товара под названием «отдых в деревне».
Большой скачок на короткую дистанцию
Целенаправленное развитие индустрии сельского туризма началось у нас в 2006 году — с принятием Национальной программы развития туризма в Республике Беларусь на 2006-2010 годы. В этом масштабном документе агроэкотуризм выделен в качестве одного из важнейших направлений развития, а перед специалистами, владельцами агроусадеб, органами власти была поставлена задача, смысл которой вполне укладывается в известное «одним выстрелом — много зайцев»: создать условия для поднятия уровня жизни сельских жителей, сохранить традиционную народную архитектуру, кухню, аутентичный уклад жизни, сделать отдых горожан более разнообразным и качественным. Ну и, если получится, привлечь в страну иностранных туристов.
Все цели программы логичны, взаимосвязаны и, поскольку предусматривают мощную поддержку начинающих владельцев агроусадеб в виде дешевых кредитов и всемерного содействия со стороны органов власти, вполне осуществимы. Хотя, как показывает опыт ее реализации «на местах», в развитии отечественного агротуризма существует ряд последовательных этапов, перепрыгнуть через которые невозможно, даже имея самые благие намерения. За примерами далеко ходить не надо.
Датой рождения осиповичского агроэкотуризма можно считать 29 апреля 2010 года, когда было подписано распоряжение председателя райисполкома «О субъектах агроэкотуризма и агротуристических комплексах». В соответствии с ним на территории района должны были в кратчайшие сроки возникнуть и эффективно заработать 56 деревенских мини-отелей, из которых 11 планировалось сформировать на базе сельскохозяйственных кооперативов.
Скажем сразу, достичь запланированных цифр пока не удалось. СПК от участия в развитии агроэкотуризма решительно уклонились, и теперь от них этого уже никто и не требует, а что касается частных «очагов» отдыха в деревне, то успешность их создания однозначно оценить невозможно.
Большинство агроусадеб возникло, скажем так, по настоятельным просьбам председателей сельисполкомов, которые убеждали сомневающихся односельчан попробовать себя в новом деле благодаря личному авторитету, а часто и дружеским связям. Как результат, в 2011 году в районе дружно появилось 35 агроэкоусадеб, но на начало 2013 года из них «в живых» числится всего 18. При этом, по данным налоговой инспекции, на конец 2012 года действующими можно было считать всего 7.
План по созданию агроусадеб полностью выполнил только Свислочский сельсовет: задание — 4, факт — 5. У других административно-территориальных единиц дела обстоят следующим образом: в Вязьевском сельсовете 3 агроусадьбы, Лапичском, Дарагановском — по 2, в Ясенском и Татарковском поссовете их нет вообще, в остальных — по одной…
Справедливости ради нужно отметить, что в Могилевской области агротуризм развивается медленнее, чем в других регионах страны. Причины? Например, не сохранилась хуторская застройка, которая стала идеальной основой для создания мощных, ориентированных на иностранных посетителей агроусадеб в Гродненской и Брестской областях. Плюс, на большей части территории региона совершенно невыразительная природа — кто видел роскошные пейзажи Витебской и севера Минской областей понимает, о чем речь. Не лучше дела обстоят на Гомельщине, но там причина отставания другая — назовем ее постчернобыльским синдромом.
Короче, целых 7 стабильно работающих в нашем районе агроусадеб — это вполне реальное достижение, за которое всем, кто был задействован в их создании и становлении, нужно сказать искренние слова благодарности.
«Первые ласточки» сделали главное: показали, что Осиповичский район может привлекать любителей отдыха в деревне, они на собственных шишках определяют наиболее перспективные направления развития регионального агротуристического бизнеса и, в конце концов, успешно зарабатывают деньги. За прошлый год действующие агроусадьбы района в совокупности оказали туристических услуг на сумму 114,5 млн. рублей.
А кто ты такой, владелец деревенского мини-отеля?
В общем, «процесс пошел», и первые достижения осиповичского агротуризма уже можно проанализировать.
Наиболее эффективными менеджерами этого сегмента рынка туруслуг показали себя Александр Зейдель (усадьба «На Птичи», Дараганово), Татьяна Лихолап («Гостиное подворье», Лапичи) и две свислочанки — Мария Пищик («Свислочь») и Любовь Колоскова («Лилия»).
Интересно, что каждый из них имеет различную мотивацию для занятий агротуризмом, реализует собственную концепцию развития, но «на выходе» все получают примерно одинаковый продукт.
В среднем ежегодно успешная осиповичская агроусадьба принимает 40-60 постояльцев, преимущественно — жителей Минска и Бобруйска. Пользуются некоторым спросом ее услуги и у россиян, которые в общем количестве туристов составляют от 10 до 40 процентов.
Обычное время проживания — около двух недель, хотя нередко арендуются апартаменты и на целый месяц. Стоимость суточного отдыха — 12-15 долларов на человека. Это довольно дорого, учитывая, что каждый желающий может совершенно бесплатно устроить себе пикник в ближайшем лесу. Поэтому постояльцы мини-отелей, как правило, имеют доходы несколько выше среднестатистических 500 «условных единиц» и четко понимают, что они хотят получить от пребывания в деревне. Интересы отдыхающих, конечно же, должны нравиться владельцам усадеб, поэтому каждую из них можно назвать своего рода «клубом единомышленников».
Основной клиент «На Птичи» — молодежные компании, хозяйка «Свислочи» всегда рада видеть у себя в гостях разновозрастные родственные кланы, «Гостиное подворье» нравится молодым мамам с детьми, а самые желанные постояльцы «Лилии» — интеллектуалы, склонные к долгим задушевным беседам.
Пока даже самые успешные агроусадьбы способны приносить относительно небольшую прибыль, однако их владельцы уверены в перспективности своего бизнеса и согласны вкладывать в его развитие значительные средства.
Что же касается полной самоокупаемости сельских мини-отелей, то она может быть достигнута, если будут принимать 15-20 постояльцев в месяц, а длительность «мертвого сезона» времени, когда спрос на услуги сельских мини-отелей отсутствует полностью — удастся сократить до 1-2 месяцев в году.
Увеличение количества жилых помещений и подтягивание уровня комфорта до востребованных потребителем и одобренных органами санитарного контроля не составляют особой проблемы: кредиты на развитие агроусадеб ОАО «Белагропромбанк» выделяет охотно и на вполне приемлемых условиях. А вот о том, как сделать поток туристов более равномерным в течение года — разговор отдельный.
Реальность с элементами сказки
Предлагаемый ныне нашими агроусадьбами пакет услуг оригинальностью не отличается — в максимальной «комплектации» он включает в себя отдельное жилое помещение, частичное питание, баню, катание на лодке по близлежащему водоему, возможность рыбалки, сбора грибов-ягод, короткие экскурсии по окрестностям, прокат несложного спортинвентаря.
Понятно, что для человека, который хочет на время спрятаться от городской суеты и побыть в состоянии душевного покоя, особых «наворотов» не нужно. Обеспечить же тишину и покой в деревне относительно просто и не особо затратно, поэтому наши агроусадьбы на первом этапе становления и сделали ставку на любителей «созерцательного релакса». Но есть проблема: в массе своей любители тишины планируют поездки в деревню летом или согласны провести там пару праздничных дней зимой.
Но сельский туризм имеет огромный потенциал активного и даже экстремального отдыха, для приверженцев которого время года не имеет принципиального значения! Все, кто задействован в нем, это осознают, однако по-настоящему интересные предложения, способные «зажечь» массового клиента, реализовать не так-то просто. Тут требуется намного больше средств, необходим квалифицированный персонал и, конечно же, востребованная рынком идея.
Одно из коммерчески перспективных направлений всесезонного отдыха можно условно назвать «аутентика с элементами реалити-шоу». Если коротко — что-то вроде участия в популярной некогда телепрограмме «Последний герой». А если подробно — возможны самые разные варианты. К примеру, такой, связанный с военным прошлым.
Группа туристов располагается в уютной агроусадьбе, где после веселого вечера знакомств устраивается на ночлег. Среди ночи на усадьбу с шумом и грохотом нападает карательный отряд фашистов и под конвоем ведет ошалевших отдыхающих в лагерь для дальнейшей отправки в концлагерь. Но вдруг в ночной суматохе появляется возможность бежать!
Нарываясь на самые разные приключения и выполняя хитрые геймерские квесты, беглецы проходят короткий курс выживания в дикой природе и успешно добираются до партизанской базы. Естественно, в момент, когда с другой стороны к ней рвутся настырные оккупанты.
Добро, конечно, побеждает, но для этого ему приходится основательно поднапрячься. Потом, когда супостат как следует получил по мордасам (в страйкбольном сражении или как-то еще), можно насладиться заслуженным отдыхом и вкусить все прелести сельского образа жизни. А заодно — посмотреть кинофильм, снятый во время захватывающего приключения профессиональным оператором.
Примерно по такому сценарию планирует организовывать прием отдыхающих на агроусадьбе «Последний рубеж» Вера Козырева — известный краевед и увлеченный турист. В реализации этого проекта задействована мощная команда настоящих профессионалов и увлеченных любителей, поэтому его перспективы выглядят весьма оптимистично. Причем, спрос уже явно опережает предложение: до конца агроусадьба еще не оборудована, план похода по партизанским тропам в деталях не проработан, точная дата начала первого экстремального путешествия вдоль реки Птичь не установлена, однако желающих поучаствовать в «Партизан-шоу по-осиповичски» уже набралось на полгода вперед!
И главное — Козырева не одинока. На разных стадиях реализации находится как минимум еще две весьма интересные инициативы.
…Сегодня главный агротуристический брэнд Могилевской области — фестиваль «Большая бард-рыбалка», которую совместными усилиями организовывают агроусадьбы Быховщины. Было бы совсем неплохо составить восточным соседям жесткую конкуренцию и переманить у них как можно больше клиентуры. Сможем ведь, если захотим!
Дмитрий САВРИЦКИЙ.