Приказ о создании 36 дорожно-комендантской бригады был подписан 1 июня 1968 года, причем сформировать часть требовалось в кратчайшие сроки — всего за две недели. Понятно, что у такой спешки были серьезные причины, и некоторое представление о мотивации вышестоящего командования можно составить, вспомнив, какими событиями вошел в историю ХХ века этот год.
Бригада на фоне времени
Весной в Чехословакии началась попытка реформ, которые вызвали у руководства Советского Союза сильнейшее беспокойство и закончились вводом туда войск стран Варшавского договора. Китайско-советские отношения ухудшились настолько, что начались пограничные столкновения, позже перешедшие в полноценный вооруженный конфликт на острове Даманский. Набиравшая обороты «холодная война» преподнесла несколько неприятных сюрпризов: катастрофу советской атомной подводной лодки К-2, утерю американским бомбардировщиком 4 водородных бомб во время полета к границе СССР…
В больших военно-геополитических «играх» дорожно-комендантской бригаде, первоначально дислоцированной в Пинске, участвовать не пришлось, однако вклад в укрепление обороноспособности и развитие транспортной сети Союза она внесла немалый: была задействована во всех крупных учениях 70-80-х годов, строила дороги и мосты в самых разных частях некогда великой страны.
После создания суверенной Республики Беларусь 36 дкбр вместе с другими частями прошла непростой период реформирования, в ходе которого была изменена ее штатная структура и дислокация. В 2002 году бригада была переформирована в 36 дорожно-мостовую и «переехала» в деревню Лапичи. Эта передислокация стала одним из наиболее значимых событий в истории части.
Вспоминает подполковник в отставке Георгий Кудряшов, командовавший бригадой в 2002-2003 годах:
— В бригаде я служил с 1983 по 1989 годы, потом был назначен командиром базы хранения дорожного имущества и техники в Верейцах. Получив новое назначение, стал принимать перевозимое из Пинска «хозяйство». Размах работы был огромный: только по железной дороге проследовало около 100 вагонов с техникой, инструментом, запчастями, специальным снаряжением… Объем имущества, которое необходимо было быстро разгружать и размещать в соответствии с установленными требованиями, составил примерно 5.000 кубометров. Было трудно, но со своими обязанностями дорожники справились достойно: во время передислокации не было допущено срывов графика движения и, что не менее важно, нарушений техники безопасности.
Военный городок Лапичи приняли от двух расформированных артиллерийских частей, и был он, прямо скажем, не в лучшем состоянии. Но претензий к предшественникам мы не имели: в период расформирования у них не было ни времени, ни ресурсов, чтобы поддерживать в надлежащем состоянии здания, сооружения и коммуникации. Министерство обороны выделило все, кроме людей, поэтому переоборудовать хранилища под дорожно-строительную технику, оборудовать казармы, ремонтировать столовую и баню, заниматься благоустройством территории и ремонтом системы отопления пришлось собственными силами. В общем, зима 2002-2003 годов выдалась на редкость «горячей». А параллельно возникла еще одна проблема: массовый отток кадровых военнослужащих. В Пинске на базе 36 дкбр было создано подразделение МЧС, с которым пришлось поделиться квалифицированными специалистами технического профиля.
Преодоление трудностей в обустройстве на новом месте полностью взяли на себя тыловые и технические службы: темп боевой подготовки снижать нельзя. Уже через месяц после переезда в Лапичи бригада провела тактико-специальные учения с комплектом мостостроительных средств.
Сегодня в бригаде осталось всего двое участников тех событий: Георгий Кудряшов, который нынче занимает должность начальника охраны объектов военной части, и прапорщик Вячеслав Бигматов. Люди бывалые, немало повидавшие за долгую многолетнюю службу, они с большой теплотой вспоминают полковника Игоря Федорова. Именно в тот сложный период молодой начальник дорожной службы проявил себя прирожденным лидером и настоящим офицером. Позже, заняв должность командира части, он сделал очень много, чтобы 36 дмостбр стала одним из лучших соединений тыла Вооруженных Сил Республики Беларусь.
Задачи по предназначению
На большом столе в кабинете командира бригады подполковника Дмитрия Лукерина лежит здоровенный лист бумаги — чертеж временного моста длиной около 300, шириной почти в 20 и высотой более 11 метров, который должен в недалеком будущем возводиться в Могилеве на время ремонта основной городской переправы через Днепр. Примерно три четверти работ по его прокладке предстоит выполнить лапичским военным мостостроителям, и эта перспектива вызывает у собравшихся около плана офицеров смешанное чувство. С одной стороны чувствуется профессиональный интерес (таких сложных мостов им возводить еще не приходилось), с другой — участие в настолько важном и, без преувеличения, имиджевом проекте требует постоянного напряжения, полной собранности и скрупулезного внимания к мелочам.
Хотя особого беспокойства предстоящая стройка не вызывает. Дело, в общем-то, привычное: в активе бригады немало знаковых объектов самого разного предназначения. Во время катастрофического паводка на Полесье весной 1999 года именно эта часть занималась транспортным обеспечением поездки Главы государства в пострадавшие районы, в 2009 году личный состав бригады строил мост для съемок эпического кинофильма «Брестская крепость», а двумя годами позже под Речицей прокладывал переправу в район, где, по прогнозам геологов, должно находиться месторождение нефти. Недавно нефть там действительно нашли. Правда, очень глубоко — порядка 4 тысяч метров от поверхности земли.
Сегодня подчиненные подполковника Лукерина заняты сразу на четырех объектах. Наиболее приоритетный, хотя и не самый масштабный, — текущий ремонт дорог на Осиповичском полигоне. Осенью здесь будут проходить учения КСОР — комплексных сил оперативного реагирования Организации договора о коллективной безопасности. Понятно, что ход работ находится под личным контролем министра обороны — со всеми вытекающими последствиями.
В состав бригады кроме строительных подразделений входит дорожно-комендантская рота. Она накануне юбилея части очень хорошо проявила себя во время штабной тренировки 27-28 мая: на участке Лапичи-Пуховичи личный состав организовывал комендантскую службу и диспетчерский контроль.
Менее значимый для военно-политического имиджа страны, но очень важный для армии в целом участок работы — демонтаж сооружений аэродрома в Пружанах. В 1991 году именно здесь приземлялись правительственные самолеты, на которых прибыли Борис Ельцин и Леонид Кравчук — политические лидеры России и Украины, и председатель Верховного Совета Республики Беларусь Станислав Шушкевич, подписавшие Беловежское соглашение о ликвидации Советского Союза. Суверенной Беларуси этот аэродром не нужен, но вторичное использование плит его взлетно-посадочной полосы позволит существенно уменьшить расходы Вооруженных Сил на ремонт путей сообщения в военных городках.
Возводит 36 дмостбр и два крупногабаритных хранилища: в Борисове и Осиповичах — на территории 236 базы хранения, ремонта и утилизации средств связи.
Белорусские дорожные войска не даром называют самыми мирными: суть их боевой подготовки — созидание, а не разрушение. Однако, как и прочие военные люди, воины-дорожники должны «знать свой маневр» в совершенстве и иметь все необходимое, чтобы успешно выполнять поставленные командованием приказы.
Для этого в бригаде совершенствуется учебная база и модернизируется парк спецтехники. В прошлом году были получены 4 спецмашины для забивания свай. Производительность новых механических копров в 4 раза выше, чем у более возрастных аналогов, так что новинка произвела самое благоприятное впечатление. В ближайших планах — покупка комплекта макетов мостов, которые положено собирать личному составу бригады. Ценность необычных наглядных пособий для проведения теоретических занятий трудно переоценить: полностью собранный мост военнослужащие срочной службы могут и не увидеть, ведь он состоит из 30 строений общей длиной 210 метров.
Такие колоссы возводятся не часто, а военнослужащим срочной службы ведь необходимо понимать, какое чудо инженерной техники его учат собирать и обслуживать. Это понимание — мощнейший стимул в освоении и специальных навыков, и общевойсковой подготовки. А штатным оружием воины-дорожники должны владеть не хуже, чем сложной строительной техникой.
Кто есть кто
Основное подразделение бригады — мостовой батальон, среди задач которого есть и не совсем обычная для воинского подразделения. Благодаря участию в подрядных работах на гражданских объектах он является единственным источником внебюджетных доходов для части, и 36-я дмостбр имеет возможность более свободно «маневрировать» материальными ресурсами, улучшая бытовые условия в городке и укрепляя материально-техническую базу.
Таким образом, командира мсб Александра Гордеева можно считать в некотором роде ключевой фигурой дорожно-мостовой бригады. Хотя, сам майор ничего особенного в своей деятельности не видит. Как человек военный, он должен выполнять приказы, проявляя необходимую инициативу и энергию. Хотя не скрывает, что мостостроение — это «его дело». Отношение командира и большинства офицеров чутко улавливают подчиненные, так что личный состав батальона представляет собой крепко спаянный и динамичный коллектив, в котором каждый имеет возможность проявить себя.
Для солдат-срочников немаловажное значение имеет и то обстоятельство, что служба в батальоне дает им возможность получить весьма востребованные в народном хозяйстве профессии крановщика, водителя «тяжелых» категорий С, Д, Е, геодезиста, экскаваторщика, стропальщика. Хотя — почему только на гражданке? Мастера своего дела нужны и в армии. Такие, как командир 2-й монтажной роты старший лейтенант Денис Гладкий, командир мостовой роты старший лейтенант Павел Коцубо, техник мостовой роты старший прапорщик Александр Лаптев. Да всех разве перечислишь…
Дмитрий САВРИЦКИЙ.
Служил в 36ДКБР 1985-1987 Командир полковник Остапчук(погиб Афган?)Нач.штаба полковник Бай-Мухамедов Командир 2 батальона п-пк Цыбульский,нач.штаба к-н Боботов,к-р роты к-н АВДЕЕВ !!! Кто-нибудь одзовитесь.Братья-близнецы Нероновы…