Музею боевой и трудовой славы Липеньской средней школы в этом году исполняется 30 лет. Фонд насчитывает более 1000 экспонатов, в том числе 300 — основного.
Открытию музея предшествовала большая поисковая работа всего школьного коллектива под руководством бывшего директора школы Анатолия Владимировича Керножицкого, начатая в 1958 году. Поводом к этому послужило письмо бывшего комиссара отряда им. Флегонтова Ивана Жохова, в котором сообщалось, что в ноябре 1942 года в бою с немецким гарнизоном, расположенном в деревне Липень, погибли пять партизан-флегонтовцев. Он просил установить место их захоронения.
Просьба комиссара была выполнена. В ходе поисковой работы стало известно, что его друзья захоронены в братской могиле в местном парке. Их имена хорошо извест-ны сельчанам: А.К.Вабич, П.Л.Вальков, А.А.Рощин, Т.А.Собаров, П.П.Фолин. Завязалась переписка с родственниками погибших партизан, они были приглашены на открытие мемориальной доски с фамилиями их родных.
В музее хранится фотокопия литературно-художественного журнала № 3 «Боевой путь» отряда «Боевой» партизанской бригады имени Флегонтова, выпущенного самиздатом в октябре 1943 года. В нем рассказывается лишь о некоторых ярких моментах партизанской борьбы, которая велась на территории Минской и Могилевской областей. Неизвестный автор описывает и бой партизан с немецким гарнизоном, располагавшимся в Липеньской школе. В журнале — 4 иллюстрации, одна из них показывает фрагмент уничтожения вражеского гарнизона в Липене.
Экспонат появился в запасниках в 70-х годах благодаря помощи коллег из Ляденской школы Червенского района. Там тоже имеется фотокопия этого журнала, а оригинал находится в музее Великой Отечественной войны. По мнению сотрудников главного хранилища военных экспонатов, выпуск листовок, литературно-художественных журналов поднимал боевой дух бойцов, служил призывом к борьбе. Для сегодняшнего поколения — это своеобразная летопись военных действий, источник по патриотическому воспитанию подрастающего поколения.
Давайте и мы познакомимся с выдержками из этого уникального издания, в частности — узнаем о разгроме полицейского гарнизона в Липене.
…Через несколько дней энергичный, с неизмеримой ненавистью к врагу, к Жохову подошел начальник штаба кавгруппы Владимир Иванович Бобков. «Нет! — говорил он, машинально перебирая волосы длинной бороды, — нет, не могу я терпеть этих гадов! Знаете, Иван Васильевич, в моей голове сложился такой план: пробраться в местечко Липень и разбить вражеский гарнизон».
«Да, но он очень укреплен огневыми точками, а подставлять свой лоб, как-то…»
«Верно, но мы должны иметь русскую смекалку — перехитрить врага: ведь на то мы и партизаны!»
Детально обдумав план действий, эскадроны Бычкова и Валькова утром, 26 ноября, во главе с Бобковым, подходили к вражескому гарнизону Липень.
Начинало светать. Окружив с трех сторон гарнизон, командиры повели в наступление своих бойцов. Завязался неравный бой. Остервенелые немцы и полицаи вели шальной огонь с укрепленных дзотов.
«Вперед! В атаку!» — пронеслась команда командиров, и конники ринулись в эту огненную кашу. Вот падает смертельно раненный командир эскадрона Вальков, убит командир отделения Рощин, Фокин, ранены Арамин, Адамов, Шершнев и другие.
«Ни шагу назад! Вперед! — крикнул Бобков. — Умереть, но отомстить за братьев! (Так он называл павших в бою).
В ответ на голос начальника штаба политрук Самарин выдернул чеку противотанковой гранаты и со словами «За мной!» бросил ее в орду немцев, бывших от него в десяти метрах.
Волной взрыва с его головы сбросило фуражку и оттолкнуло в сторону. Он поднялся и увидел немецкого пулеметчика. Короткой автоматной очередью Самарин скосил его и подобрал ручной пулемет, а через несколько минут уже тащил ППШ. Недалеко от него лежал начштаба Бобков и усыплял фрицев из своего автомата.
После двухчасового боя было уничтожено три дзота противника, четыре станковых пулемета, убито и ранено десятки немцев и русских цепных собак.
Печальный ходил нач-штаба Бобков. Его до глубины души потрясла смерть верного друга Валькова и других бойцов.
«О нет, невозможно переносить гибель славных ребят… Как и я, все ребята полны жаждой кровавой мести. Решайте, Иван Васильевич, непременно, решайте!» — обращался он к командиру кавгруппы Жохову.
«Да, Владимир Иванович, только месть, беспощадная месть должна пленить наши сердца. За праведную кровь павших товарищей, свинцом жестоких пуль мы должны в стократ больше пролить черной бандитской крови», — глубоко затягиваясь папиросой, ответил Жохов. Он не курил, но в минуту душевных переживаний, бывало, снимал свое волнение синими клубами ядовитого дыма. «У меня такой план, глядя в неспокойные глаза Бобкова, — продолжал Жохов, — сейчас же, не медля ни одной минуты, отправиться на полный разгром вражеского эшелона. Место, по моему соображению, район станции Талька». «Да, это будет реально, так как других, более обширных действий в наших условиях, подобрать невозможно»…
Наша справка (из книги «Память» по Осиповичскому району):
Отряд «Боевой» начал организовываться в декабре 1941 года под Москвой по инициативе А.К.Флегонтова. 21 августа 1942 года отряд через «Суражские ворота» вошел в тыл врага. В октябре прибыл в Червенский район Минской области и включен в бригаду «За Родину», которая действовала и на территории Осиповичского района. До мая 1943 года назывался кавалерийским отрядом, затем «Боевой».
Командиры отряда: Флегонтов Алексей Канидьевич, Жохов Иван Васильевич, Бобков Владимир Иванович, Тараненко Федор Федорович, Беззубов Николай Николаевич.
Комиссары: Чернявский Георгий Романович, Макаров Борис Макарович, Смирнов Николай Павлович, Жохов Иван Васильевич, Самарин Сергей Тимофеевич.
Начальники штаба: Тараненко Федор Федорович, Бобков Владимир Иванович, Романов Иван Иванович, Щербаков Зиновий Филиппович, Осипчик Александр Сергеевич, Агапонов Семен Тимофеевич.
Материал подготовила Нина ВИКТОРЧИК.