Нынешняя деревня Свислочь на протяжении сотен лет являлась поселением со значительным административным «весом» — была столицей княжества в эпоху Киевской Руси, центром волости во времена Великого княжества Литовского и, наконец, райцентром в 20-30-е годы прошлого столетия. В архивах скопилось множество документов, из которых можно почерпнуть массу разнообразных сведений о тех или иных моментах свислочского бытия. Одна из интересных тем архивного поиска — изучение эволюции местной транспортной системы, а точнее, ее ключевых звеньев — мостов…
1000 лет назад: всего лишь гипотеза
Неизвестно, когда в окрестностях Свислочи появился первый стационарный мост, хотя нельзя исключить, что его могли построить через одноименную реку еще в Х-ХI веках. В пользу такого предположения можно привести следующие аргументы.
В этот период непосредственно через поселение прошли первые в Центральной Беларуси сухопутные дороги. Одна из них, соединяющая Киев с Полоцком, шла по правому берегу Березины, вторая, начинаясь в самом центре удельного княжества, вела на юго-запад — к древнему Глуску. Обе эти дороги пересекали полноводную, но не широкую реку Свислочь, что, конечно же, создавало путешественникам-купцам массу неудобств.
Определенную пользу наличие мостов могло принести и местным князьям. Их вотчина разделялась на части реками, а для контроля за подданными и охраны территорий было совсем не лишним иметь надежный и не зависящий от климата способ переправы через водные преграды.
Но если строительство моста через Березину с ее более чем километровой ширины поймой для небольшого удельного княжества являлось изначально задачей неподъемной, то переправу через Свислочь наладить было вполне возможно: в Х-ХI веках на территории современной Беларуси строительство путепроводов приличной грузоподъемности через водные препятствия шириной в несколько сотен метров уже не было непреодолимой технической проблемой. Строители Киевской Руси нашли способы решения главной задачи мостостроения — создания надежных опор, т.е. несущих основную нагрузку силовых элементов…
Впрочем, если в период Киевской Руси мост мог существовать хотя бы теоретически, то в эпоху Великого княжества Литовского и Речи Посполитой мостов в самой Свислочи не было определенно. По словам осиповичского краеведа Юрия Клеванца организация строительства более-менее значительных мостов для этого полураздробленного феодально-олигархического государства оказалось задачей непосильной — за счет казны переправы создавались только для военных целей. А вот шляхта на своих землях, как правило, очень неохотно тратила деньги на «шарварок» — ремонт и строительство мостов.
Таким образом, транспортные потребности населения удовлетворяли в основном перевозчики, которые на лодках и плотах-паромах перевозили через реки людей и всевозможные грузы. Эта донельзя архаичная система преодоления водных препятствий сохранялась до окончательной ликвидации Польско-Литовского государства и вхождения территории современной Беларуси в состав Российской империи.
100 лет назад: Кугель, Левин, Эттенгер
О качестве российских путей сообщения в XVIII-XIX веках ходили ехидные анекдоты, самый хлесткий — «В России две беды — дураки и дороги» не забыт и в наше время. Однако в целом дорожная сеть на просторах империи тогда развивалась довольно последовательно, а создание инженерных сооружений, в том числе мостов, и вовсе являлось одной из главных задач серьезного и уважаемого ведомства — Министерства путей сообщения.
Вероятно, строительство моста в Свислочи началось в конце XVIII столетия, поскольку первое документальное свидетельство его существования датировано 1815 годом.
В Национальном архиве Республики Беларусь хранится несколько документов периода 1904-1908 гг., которые позволяют проследить за интересным процессом очередной реконструкцией — свислочского моста, а также сделать определенные выводы о методах организации и способах обеспечения качества работы тогдашних строителей.
«Дело «Об исправлении дамбы при м. Свислочь Бобруйского уезда» (1904 г.) констатирует, что к началу XX века мост в Свислочи требовал серьезного ремонта из-за ветхости мостовых конструкций и дамбы, возведенной для защиты прибрежных низменностей от затопления и улучшения условий судоходства.
Объявление о размещении подряда на эту работу было сделано по всем городам Северо-Западного края Российской империи 17 августа, а уже 2 сентября Минский Губернский Распорядительный Комитет провел торги на «Отдачу подряда по технической смете ремонта дамбы близ м. Свислочь через р. Свислочь Бобруйского уезда на сумму 4017 руб. 90 коп.»
Наименьшую цену за разработку проектно-сметной документации запросили Арон Кугель и Ехиль Левин, которым и достался этот заказ.
Работа над пакетом документов велась долго — около 3 лет, и только 2 мая 1908 года было за-ключено «определенное условие», которое подписали между собой Непременный Член Бобруйской Уездной Управы по делам земского хозяйства Владимир Викторович фон Гойер и потомственный почетный гражданин Хаим Беркович Эттенгер. Пользуясь современной терминологией можно сказать, что Гойер — уполномоченный представитель органа местного самоуправления — выступил заказчиком, а Эттенгер взял на себя исполнение «производства ремонта моста на реке Свислочь при м. Свислочь на сумму 3 тысячи 780 рублей».
Текст договора содержит некоторые сведения о состоянии «объекта строительства». Указывается, что мост через реку Свислочь имеет длину по настилу 110 саженей (234,3 м), он «очень старый», перила сгнили, нужно менять доски во многих местах. Ледорезы в количестве 20 штук тоже подлежат замене. Остальные же части — сваи, подкосы, прогоны и настил — находятся в хорошем состоянии.
Интересная деталь: при заключении договора Эттенгер передал Бобруйской уездной управе залог — 400 рублей, и эти деньги были до конца ремонта размещены на депозит в Государственном Дворянском банке под 3,5% годовых. Причем проценты, которые наросли за время хранения, похоже, были перечислены в бюджет управы…
Во время выполнения ремонта заказчик дал разрешение на дополнительные работы: увеличение верхнего настила на 100 кв. саженей, исправление мостовой на въездах, осмолку заборки устоев и ледорезов, текущий ремонт дамбы, устройства с обеих сторон съезда плетневого забора, одерновку откосов, а также постановку новых надолбов (закрепленных наклонно столбов-ледорезов), что потребовало увеличения сметных расходов до 6.388,7 рубля. Таким образом, вмес-те с оплатой проектно-сметной документации расходы на ремонт моста составили 10.496, 6 рубля.
Найти точный эквивалент названной суммы в ценах 2010 года практически невозможно: слишком разнятся экономики Северо-Западного края и современной Беларуси. Но если за основу взять цену «всеобщего эквивалента стоимости» — золота (как известно, в начале ХХ века деньги в Российской империи имели золотое обеспечение в примерной пропорции 1 рубль — 1 г драгметалла), то получается около миллиарда белорусских рублей. Немало…
О том, как выглядел отремонтированный мост, дает довольно точное представление известный рисунок мест-ного жителя П.Г.Дрозда.
Современный двухполосный железобетонный мост через Свислочь построен в 1973 году. Он несколько длиннее предшественника — 258 м и примерно в 4 раза шире.
1924-1944: короткий век переправы через Березину
Из материалов, имеющихся в Свислочском школьном краеведческом музее, известно, что строительство моста через реку Березина началось в 1918 или в 1920 году и было закончено в 1924 г. Первоначально мост строили иностранцы — немцы или поляки, но основной объем работ был выполнен самими жителями местечка.
Вот как описывают в своих воспоминаниях это сооружение свислочские старожилы Георгий Забавский и Василий Фесько: «Мост был деревянный, длиной 800-1000 метров, шириной около 6 метров. Охранялся специальным подразделением солдат — они жили в доме, где сегодня находится амбулатория. Перед ледоходом каждой весной военные взрывали лед, чтобы мост не опрокинулся. По мосту проезжала техника, прогоняли скот за речку. Недалеко, за озером (речь идет об одном из пойменных озер-стариц — авт.) находилась мельница, от нее была налажена паромная переправа к мосту».
Во время Великой Отечественной войны мост был объектом упорной борьбы между партизанами и оккупантами. Левобережье Березины было партизанской зоной, удобная переправа в Свислочи позволяла немцам и полицаям наносить постоянные удары по базам народных мстителей, так что для местных партизан уничтожение вражеской переправы было одной из приоритетных задач. Наиболее удачная диверсия произошла летом 1942 г., когда удалось сжечь 11 пролетов.
Летом 1943 г. оккупанты привезли в Свислочь большую группу военнопленных и начали возведение нового, более прочного моста. Закончили строительство зимой 1943-1944 гг., однако использовать его немцы не успели, а 27 июня, когда Красная Армия уже громила «Бобруйский котел», мост подожгли. Ущерб был значительным, однако советские саперы, которым помогало местное население, смогли частично восстановить эту стратегически важную переправу довольно быстро. Скорость работы имела критическое значение: именно через березинский мост несколькими днями позднее был налажен подвоз боеприпасов подразделениям 601-го стрелкового полка, которые в страшном бою 30 июня 1944 года смогли удержать мост через реку Свислочь и не допустили прорыва немцев из Бобруйского котла.
Вскоре после освобождения района мост через Березину, восстановление которого, очевидно, не представлялось возможным, был разобран, и годный стройматериал использовался для строительства домов в Свислочи. Ломая старый мост, жители деревни были уверены, что вместо него скоро получат новый, намного лучший. А нужда в нем была острой: мост два десятилетия давал удобный доступ к богатым сенокосам поймы, связывая берега Березины, способствовал развитию всех прилегающих населенных пунктов.
К сожалению, надежда свислочан так и не оправдалась. Планы строительства этого сооружения некоторое время действительно разрабатывались, а в конце 80-х годов ходили упорные слухи, что проект моста, наконец-то, принят, и работы вот-вот начнутся. Вероятно, основанием для них стал выпуск карты автомобильных дорог СССР, которая определяла беспрепятственное продвижение через Березину…
И все же хочется верить, что в истории моста через Березину точка еще не поставлена. Сейчас, когда наша страна решает задачи возрождения села и развития туризма, план создания автомобильного моста, соединяющего Осиповичский и Кличевский районы, может снова стать актуальным. Мост дал бы возможность удобного доступа к исключительным рекреационным ресурсам левобережья Березины, способствовал бы развитию торговли, производства и переработки сельхозпродукции, ведь по обе стороны реки находятся два агропромышленных гиганта Могилевщины — филиал «Белшина-агро» и СПК «Доброволец».
…Когда зимой Березину покрывает панцырь льда, поперек русла немедленно возникает тропка. Идет она из Свислочи примерно по линии исчезнувшего моста — вдоль уцелевших свай, а на левом берегу взбирается на отлично сохранившуюся дамбу и уходит в лес. Сегодня эту тропу пробивают лишь охотники, но еще каких-то 10 лет назад она была гораздо шире и шла до расположенных совсем неподалеку деревень Вирков и Леневка, среди жителей которых у многих свислочан были друзья и родственники…
Постфактум
Всего в Свислочи и ее окрестностях за историю существования поселения было построено пять мостов. Кроме упомянутых в этом материале, это действующий мост через реку Ботча на участке шоссе между Вязычином и Свислочью и два исчезнувших — «Горбатый мост» на въезде в деревню со стороны Осиповичей и «Королев мост» в урочище Залец — по дороге на Березино. Кстати, по данным Юрия Клеванца по-следний был создан еще в XVI веке…
Нина САКОВА, Дмитрий САВРИЦКИЙ
Как это было Свислочские мосты 22.01.10, № 5
Добавить комментарий
« Отчизны верные сыны 22.01.10, № 5
В музее — бал кукол 22.01.10, № 5 »