28 декабря Осиповичский завод транспортного машиностроения отметил первую годовщину существования. Прошло празднование «без отрыва от производства»: люди прямо с трудовых мест и в рабочей одежде собрались в столовой предприятия, где и прошло торжественное собрание с участием директора Дениса Бабины и представителя инвестора заместителя начальника Могилевского отделения Белорусской железной дороги Сергея Мартынова, и уже через час вернулись к выполнению своих обязанностей.
Важны здесь не масштаб и пафос, а куда более значимые моменты, символом которых, собственно, и стало это мероприятие. Во-первых, завод успешно справился с уймой самых разных проблем и начал выпускать продукцию уже через 9 месяцев с момента «юридического рождения». Во-вторых, предприятие заканчивает свой первый год, имея всю необходимую документацию для выпуска двух изделий: танк-контейнера для транспортировки жидкостей и 80-футовых вагонов-платформ. В-третьих, к минувшему декабрю был сформирован портфель заказов, который обеспечит загрузку как минимум на полгода. Перспективы для продаж продукции просматриваются и на более продолжительный срок, но на ОЗТМ предпочитают считать только синиц в руках, осторожно оценивая влияние все еще не «разруленных» узких мест.
Наиболее серьезно возможности завода сдерживаются острым дефицитом кадров. Хотя нехватка персонала — палка о двух концах. Для предприятия в целом это раздражающая помеха, но зато для уже работающих — преимущество и дополнительные возможности. Если кадров не хватает, они ценятся больше: закон спроса и предложения нерушим и универсален.
Поскольку в целом производство развивается успешно, немало машиностроителей по итогам первого — самого трудного! — года были поощрены установлением надбавок к зарплате, переведены на более ответственную и высокооплачиваемую работу. Двенадцать работников были отмечены благодарностями и получили денежные премии к годовщине предприятия.
Сейчас завод занят в первую очередь изготовлением 80-футовых платформ. Заказ на 106 таких изделий уже поступил от Белорусской железной дороги. Объем производства вроде и не большой — примерно десятая часть годовой мощности ОЗТМ, — но освоение новой продукции — дело сложное. Потому первые платформы представляют собой что-то вроде стендов, на которых отрабатываются наиболее действенные алгоритмы производственных операций, выявляются реальные размеры трудозатрат, пути экономии материальных ресурсов. В перспективе — контракт с БелЖД еще на 300 платформ, так что усилия по технологической оптимизации даром не пропадут.
…Длина вагона-платформы сравнима с высотой 5-этажного дома, а состоит она из примерно 500 деталей различных форм и размеров: швеллеров, уголков, труб, болтов, заклепок, фигурно вырезанных толстых листов стали. Все элементы этого «конструктора» должны быть установлены на свои места с точностью в несколько миллиметров, что для настолько крупногабаритного изделия совсем непросто.
Но наблюдателя-неспециалиста впечатляют не столько конструктивное совершенство и тонкости технологии сборки, сколько неожиданные особенности готового изделия. Установленная на колесные тележки рама платформы весит 16 тонн, однако перекатывать ее по рельсам может один человек. Причем поднапрячься приходится, чтобы стронуть груз с места, а дальше платформа движется от значительно меньших усилий.
В этом примере есть некоторое сходство с нынешними реалиями ЗАО «ОЗТМ»: ему тоже было непросто тронуться с места! Будем надеяться, что дальнейшее движение вперед от коллектива запредельных усилий не потребует. И главное, чтобы на пути у транспортных машиностроителей всегда горел зеленый свет.
Фото Дмитрия САВРИЦКОГО.