16 июля — День металлурга
Завод автоагрегатов в свое время создавался как предприятие военно-промышленного комплекса, поэтому сюда поставлялось лучшее оборудование из выпускаемого в СССР — современное, надежное и производительное. Цех алюминиевого литья не был исключением. Запас прочности в него был заложен настолько высокий, что даже сейчас, спустя почти полвека после первой плавки, ЦАЛ по технологической оснащенности занимает среди металлургических производств Беларуси второе место, уступая только Минскому моторному заводу.
На ОЗАА всегда старались сохранять заводскую школу литейщиков — ведь только так можно использовать потенциал оборудования с наибольшей эффективностью. Во многом благодаря длительной кадровой «селекции» здесь сформировалось особое отношение к выпускаемой продукции, стремление сделать все возможное для обеспечения ее наивысшего качества.
Помогает в достижении этой цели отдел главного металлурга, который сейчас возглавляет Александр Потапейко. Отдел определяет основные направления развития в области технологий, научной организации труда, механизации и автоматизации в соответствии с действующей на предприятии системой управления качеством.
Сегодня цех использует три технологии — литье под низким и высоким давлением и в песчаные формы, способен выпускать детали любой сложности массой от 20 граммов до 350 килограммов. И все полностью соответствует заданным параметрам прочности и эксплуатационной надежности.
Правильная производственная философия в совокупности с хорошим техническим обеспечением позволяет осиповичским металлургам прочно удерживать позиции на внутреннем рынке и не чувствовать себя «бедными родственниками» при заключении экспортных контрактов. Изделия ЦАЛа востребованы на «локомотивах» отечественного машиностроения — холдинге «БелАвтоМаз», Минском заводе колесных тягачей, «Гомсельмаше», их заказывают российские фирмы, в числе которых «Нева-МеталлТрейд» и Коломенский тепловозостроительный завод.
В 2016 году металлургами освоено 37 наименований алюминиевых литых заготовок для деталей спецтехники по заказу МЗКТ, заготовок для изготовления технологической оснастки и контрольных приспособлений для МАЗ, собственного завода и ряда сторонних потребителей.
Только за минувший июнь цехом залито 102,39 тонны металла и продано 90,5 тонны готовых изделий на сумму 815,3 тысячи рублей.
— Конечно, на литейном производстве работать тяжело, — говорит о насущном начальник цеха Виктор Зинкевич. — Высокую температуру, влажность, шум, физические нагрузки не все хотят, да и не каждый может выдержать. Еще проблема — старение коллектива. Профессиональная подготовка для металлургов длится минимум полгода, в этот период ученик получает невысокую зарплату, а ведь семью надо кормить, за жилье платить… Жалко, когда уходит толковый, ответственный и с перспективой дальнейшего роста работник. Но приходится брать новых и учить с нуля, ведь в учебных заведениях страны рабочих для металлургической промышленности практически не готовят…
Про невысокую зарплату учеников в ЦАЛе спрашивают часто, хотя ответ очевиден: новичку нужно гораздо больше времени на выполнение технологических операций, чем опытному литейщику, поэтому сделать за смену он может значительно меньше.
Хотя торопиться в литейном деле нежелательно. Производство травмоопасное, поэтому известное выражение «поспешай медленно» для работников ЦАЛа можно считать неписаным правилом поведения на рабочем месте.
Среди настоящих металлургов, тех, кто составляет костяк коллектива цеха, хочется назвать заместителей начальника Юрия Вергуна и Дениса Хомича, начальника технологического бюро Вячеслава Савдона, диспетчера производственно-диспетчерского бюро Александра Романовского, заливщиков братьев Андрея и Леонида Емельяновых, электромонтера Владимира Дятлова, электрогазосварщика Василия Пинчука, аккумуляторщика Виктора Татура, слесарей-ремонтников Александра Чернышевича, Виктора Нужных, Виктора Васько, плавильщиков Павла Врублевского и Дмитрия Кипеля.
Вообще среди 198 работников ЦАЛа случайных людей нет, и они все заслуживают добрых слов. Это — профессионалы, влюбленные в свое дело и отдающие ему душу. С металлом работать иначе просто нельзя…
Георгий АЛЕЙНИКОВ.
Фото Дмитрия САВРИЦКОГО.