Чернобыль… Это слово известно во всем мире. Для кого-то это географическое понятие, связанное с аварией на атомной электростанции, для нас, белорусов, — величайшая техногенная катастрофа, последствия которой будут ощущаться многими и многими поколениями.
Ликвидация последствий Чернобыльской катастрофы потребовала беспрецедентных для мирного времени сил и средств, привлечения для работ в зонах радиоактивного заражения сотен тысяч гражданских специалистов. Но наиболее опасная и трудоемкая часть задач была возложена на Вооруженные Силы — военнослужащих и военнообязанных, чей героический и самоотверженный труд в период с 1986 по 1990 год позволил в значительной мере ослабить глобальное развитие катастрофы. Среди них был и генерал-майор Анатолий Кунцевич, который родился на осиповичской земле.
1986 год. В ночь с 25 на 26 апреля ученого с мировым именем Анатолия Кунцевича срочно вызывают к начальнику Генштаба Вооруженных Сил СССР и сообщают ужасную новость. С группой подчиненных он срочно выезжает на место трагедии, где проводит несколько дней и ночей. Сам лично оценивает параметры уровней радиации и характер выпадений. Москву волновало, утихнет ли реактор, возможен ли новый взрыв. В начале мая был заготовлен проект постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР о мерах по ликвидации последствий катастрофы. Начальник Генштаба маршал Советского Союза Сергей Ахромеев ознакомил с ним и Кунцевича, который не согласился с разработанными мероприятиями: выполнить их не представлялось возможным ни по срокам, ни по объемам, в чем и убедил Ахромеева. Послед-ний предложил ученому вы-сказать свою точку зрения на заседании оперативной группы с участием первых лиц государства, что тот и сделал. Главный вывод озвученного доклада сводился к долгосрочному характеру работ по ликвидации последствий аварии. О скором возврате населения в тридцатикилометровую зону не может быть и речи, не говоря о десятикилометровой, куда жителям вообще запрещено входить несколько ближайших десятилетий. Председатель Совмина Николай Рыжков заметил, что уже объявлено о скором времени возврата населения в родные места, предстоящем возобновлении работы станции. Анатолий Демьянович в ответ возразил, что этого делать нельзя, о чем через несколько месяцев было заявлено во всеуслышание. А тогда в мае 1986-го, уже на следующий день после заседания оперативной группы, генерала назначают главным специалистом по дезактивации. Вскоре по его предложению создали научный центр, который и координировал в течение нескольких лет работу 400 тысяч военных. И хотя личный состав центра выполнял задачи вахтовым методом, научным руководителем на постоянной основе был Анатолий Кунцевич.
Справка «АК». Анатолий Демьянович КУНЦЕВИЧ (06.08.1934, Свислочь, ныне Могилевская область — 29.03.2002), российский военный ученый-химик, академик РАН (1987), генерал-майор, Герой Социалистического Труда (1981). Окончил Военную академию химической защиты (1959). С 1961 года служил в Военно-химическом центре Совет-ской Армии по защите войск и населения от ОМП (с 1975 — начальник центра). Профессор с 1977 года. В 1983-1991 гг. замначальника химических войск Минобороны СССР по научной работе, одновременно ведущий эксперт по химическим вооружениям СССР. После увольнения в запас (1991) возглавлял (1992-1997) Комитет по конвенциональным проблемам химического и биологического оружия при Президенте Российской Федерации. С 1998 по 2002 — директор Центра экотоксиметрии при Институте химической физики имени Н.Н.Семенова РАН. Ленинская премия (1991).
Подготовила Нина ВИКТОРЧИК.