Раньше наши граждане могли выполнить свой конституционный долг на срочной воинской службе или отслужив в резерве. Зимний призыв-2016 первый, когда призывники, чьи убеждения не позволяют принимать присягу и держать в руках оружие, смогли выбрать альтернативную службу. Соответствующий закон вступил в силу совсем недавно, поэтому практика его применения еще только формируется.
Всего по Беларуси более 50 призывников выбрали вместо воинской службы общественно-полезную деятельность, причем четверо из них имеют отношение к Осиповичскому району. Двое — братья Владислав и Павел Рытиковы — земляки. Они получили направление на работу в психоневрологический диспансер Острошицкого Городка. Еще двое — Андрей Дубровский и Денис Демешко — служат в нашей центральной районной больнице.
Сопоставим рассказы военно- и альтернативнослужащих о том, как проходит их обычный день?
Рядовой Александр Дедушкевич, 465 ракетная бригада:
— В воинских частях 1 декабря начался новый учебный год. Освоение военных специальностей, повышение уровня подготовки требует немалых усилий и времени.
Подъем в 6.00. На сон отводится 8 часов, так что отдыхаем полноценно. Затем утренняя зарядка. Пробегаем 3-4 раза вокруг спортгородка — это около 3 километров, занимаемся на спортивных снарядах. По окончании приводим себя в порядок. Правила ношения формы, опрятность — с этим строго: перед завтраком проводится утренний осмотр. На завтрак, как и на обед с ужином, идем в столовую. Кормят вкусно, порции достаточные, не хуже, чем дома.
В 8.20 развод на занятия. Если они проводятся в части, занимаемся 6 часов в день, на учении — пока не поступит соответствующая команда. Идеологическая, тактическая, огневая, техническая, физическая, строевая подготовка, уставы и другие предметы — современный солдат должен многое знать и уметь.
На занятиях интересно: в обстановке состязательности проигрывать не хочется. Хотя все понимают, что один в поле не воин, поэтому успехи товарищей радуют не меньше собственных.
Занятия проводят начальники служб, командование бригады. Опытные командиры и хорошие педагоги учат нас думать по-военному, поэтому восприятие мира становится иным. Более полным, наверное.
После обеда и в парковые дни изучаем технику и ее обслуживание. Потом — самоподготовка в учебном корпусе. После ужина — личное время: можно посмотреть телевизор, почитать книгу, принять участие в различных культурных и спортивных мероприятиях, которые в части проводятся достаточно часто. День заканчивается вечерней прогулкой и проверкой, после которой в 22.00 — отбой.
Служу в 383 отдельном ракетном дивизионе — одном из лучших подразделений соединения. Наш командир, подполковник Владимир Мельник, умеет организовать действия подчиненных так, чтобы эффективно тратилась каждая минута. Поэтому служить здесь непросто, зато интересно.
* * *
За год, проведенный в армии, Александр привык к высоким психологическим и физическим нагрузкам, почувствовал вкус жизни в военном коллективе, завел новых друзей, проверил себя на прочность, отлично освоил доверенную технику. И, как говорится, «знает свой маневр», о чем свидетельствует более десятка поощрений, занесенных в служебную карточку. Рядовой Дедушкевич родом из Лапичей, так что поговорка «дома и стены помогают» здесь уместна. Возможность каждое увольнение побывать дома солдат ценит и признается, что для него это дополнительный стимул служить с полной самоотдачей.
Андрей Дубровский и Денис Демешко.
Они члены религиозной организации «Свидетели Иеговы». Оба из Витебской области, но познакомились в Осиповичах, куда прибыли 1 декабря.
Денис: «Для проживания нам предоставлен блок в общежитии по улице Юбилейной. Условия довольно спартанские, но минимум необходимого присутствует.
В больнице мы должны работать 6 дней в неделю с 8 до 17 часов. Ложимся спать в 22.00, встаем где-то в 6.30. Свободное время можем проводить по собственному усмотрению, но без разрешения администрации больницы и управления по труду райисполкома не имеем права выезжать за пределы района».
Андрей: «Закон об альтернативной службе достаточно четко прописывает обязанности, которые мы можем выполнять — целых 83 пункта. Но в основном все сводится к ручному труду. В больнице его немало: уборка территории, разгрузка поступающих грузов, переноска неподвижных больных из приемного покоя в палаты. Если кто-то из пациентов умирает, доставляем в морг. Работы хватает, но мы помогаем людям — и это важно».
Денис: «Какого-то дискомфорта в новом коллективе мы не испытываем и, надеюсь, другим его не создаем. Об альтернативной службе сегодня мало кто знает, поэтому довольно часто приходится объяснять, кто мы такие. Многих это удивляет, кто-то наверняка считает, что подаем пример, как можно «откосить» от армии. На самом деле альтернативная служба не поиск выгоды, а подтверждение своих убеждений делом.
Альтернативная служба длится значительно дольше военной. У нас с Андреем нет высшего образования, потому будем служить 3 года, а не 2. Отпуск 10 дней в год, причем его делить нельзя. Пособие «альтернативщикам» составляет 264 рубля, и нам запрещено заниматься другой оплачиваемой деятельностью. Солдат находится на полном обеспечении государства, тот же, кто служит альтернативно, должен заботиться о себе сам».
Андрей: «Некоторые считают, что, если стать свидетелем Иеговы, автоматически получаешь право на прохождение альтернативной службы. Но это не так. Убеждения должны быть искренними, а это проверить несложно».
Денис: «С момента, когда человек приходит в организацию, начинает изучать Библию и менять свою жизнь, до того, чтобы быть допущенным к крещению, нужно немало времени. Я шел к вере 7 лет, Андрей — примерно столько же».
* * *
По словам медсестры-диетолога райбольницы Татьяны Окрут, эти ребята ответственные, работящие и дисциплинированные. Их мужскую помощь ценят медсестры и санитарки, так что альтернативная служба действительно идет на пользу обществу.
Дмитрий САВРИЦКИЙ,
Григорий МАРКУШИН.