История, которую можно сохранить
В Государственном списке историко-культурных ценностей Республики Беларусь находится 107 объектов Осиповичского района. Из них 1 объект архитектуры, 99 памятников археологии, 7 — истории. Конечно, историческое наследие нашего края гораздо более обширное, поэтому его сбережение представляет собой достаточно сложную проблему. Она хорошо знакома как специалистам в области культуры, так и краеведам-практикам. Каждая из заинтересованных сторон воспринимает ситуацию со своей позиции, но эти точки зрения только дополняют друг друга, позволяя более адекватно оценить трудности сохранения памятников истории и археологии.
Для начала нужно четко разграничить памятники, которые имеют официальный охранный статус, и объекты, такого статуса не имеющие. С первыми несколько проще, хотя бы потому, что они находятся на балансе конкретного юридического лица, которое несет предусмотренную законом ответственность за неприкосновенность «своей» части национального достояния.
Как правило, общегосударственный охранный статус получают наиболее значимые для истории Беларуси места и сооружения. Памятники, которые представляют локальный интерес, к примеру, важные для понимания истории района или отдельного населенного пункта, под такую защиту не попадают. Поэтому и находятся в наиболее уязвимом положении.
Причины исчезновения или значительного повреждения исторического наследия, не имеющего охранного статуса, известны. Это лоббирование ведомственных интересов при ведении хозяйственной деятельности, усилия черных копателей, незнание и непонимание местным сообществом важности сохранения связанных с историей родного края мест и сооружений. К тому же проведение охранных мероприятий — дело достаточно затратное, и сегодня возможности региональных бюджетов не позволяют финансировать их в более-менее значимых объемах.
Проблема сбережения исторических ценностей возникла очень давно и, очевидно, окончательно будет решена нескоро.
Но положительные сдвиги ощущаются. Становится более совершенной законодательная база, в обществе все более отчетливо проявляется интерес к прошлому родного края, и, стало быть, растет количество людей, которые готовы что-то делать для сохранения материальной памяти о нем.
В Осиповичском районе координатором работы по сохранению историко-культурного наследия является историко-краеведческий музей. Коллектив учреждения небольшой — всего четыре человека, поэтому без активного участия других заинтересованных организаций и, в первую очередь, исполкомов сельских Советов, проводить необходимые мероприятия крайне сложно. На сегодня все объекты, внесенные в Государственный список историко-культурных ценностей, имеют охранные обязательства. Их наличие требует определенных действий — проведения инвентаризации объектов. Председатели Лапичского, Гродзянского, Вязьевского и Ясенского сельисполкомов отнеслись к этой работе с большим личным интересом, совместно с представителем музея посетили «свои» историко-археологические памятники, чтобы точно знать, где они расположены и в каком состоянии находятся. В остальных сельсоветах эта работа будет продолжена.
В текущем году музейщики смогли сделать значительный шаг по сохранению двух интересных сооружений — водокачки и водонапорной башни в деревне Уборок (на снимке). Они также не имеют охранного статуса, не представляют практической ценности для Белорусской железной дороги, и поэтому рассматривался вопрос об их сносе. Вмешательство историко-краеведческого музея позволило избежать разрушения остатков сооружений станции Уборок — исторического наследия, связанного с Магдаленой Завиша и Николаем Радзивиллом. Эта станция была узловой, соединяющей железнодорожные линии на Гродзянку и Завишин, которые построили наши знаменитые земляки.
Недавно названные объекты получили временные охранные таблички. Большую помощь в спасении этих сооружений оказал фермер из деревни Жорновка Иван Барановский, который сам является краеведом-любителем. Его пример достоин уважения, и хотелось бы надеяться, он не останется единичным.
Еще один успех — установление балансодержателя археологического памятника, который расположен между Осиповичским цехом ультракоротковолновых радиостанций и рекой Синяя.
Памятник — курганная группа и стоянка древнего человека — впервые обнаружил В.П.Щеглов, учитель истории из деревни Замошье, еще в начале 1980-х годов. Предметов материальной культуры с этого памятника хватило и на сборы самого В.П.Щеглова, и на раскопки, которые проводили по приглашению учителя известные археологи М.И.Лошенков и А.А.Разлуцкая — сотрудники института истории Академии наук Республики Беларусь.
Разрушение этого места также началось в 80-е — при прокладке трасс газопровода и силовых кабелей в осиповичскую промышленную зону. Сейчас появилась обоснованная надежда, что состояние древнего поселения будет контролироваться, поскольку определен балансодержатель археологического памятника — исполком Вязьевского сельского Совета.
Сколько еще на территории района существует неохраняемых, но связанных с историей нашего края объектов, сейчас точно сказать невозможно. Необходимо проведение дополнительных исследований, и здесь музею очень нужна помощь неравнодушных земляков. Любая, но лучше всего волонтерская. Очень многое можно сделать, если единомышленники просто соберутся вместе.
Антонина СТЕПАНОВА,
директор УК “Районный историко-краеведческий музей”.
Возможно, дополнительным стимулом для тех неравнодушных к истории земляков, на помощь которых рассчитывают наши музейщики, станет знакомство
с частью списка утраченного материального наследия, который собрал один из наиболее компетентных краеведов истории Осиповичского района.
Исчезнувшие безвозвратно
…Почувствовать на себе, что это такое — гибель исторических памятников — автору этих строк впервые довелось в марте 1999 года. Во время работы над районной книгой «Память» посетил деревню (сейчас агрогородок) Дараганово, прошел в очередной раз уже известным маршрутом от школьного музея до стоянки и поселения бронзового и железного веков на реке Птичь. По дороге попробовал сфотографировать заброшенный двухэтажный деревянный дом, флигель Елизаветы Дараган, что стоял на территории санаторно-лесной школы. На тот момент флигель был одной из двух оставшихся в районе дореволюционных деревянных «панских» построек. Однако в тот день погода была мрачной и туманной, снимок не получился, поэтому решил приехать в Дараганово еще раз.
Оказался в тех местах в начале мая — буквально на следующий день после пожара, уничтожившего это здание.
Таким образом, сегодня осталась только одна деревянная постройка, относящаяся к дореволюционной усадебной архитектуре — «панский» флигель в Свислочи, который находится на территории детского санатория. Здание в хорошем состоянии, но полвека назад оно было обложено кирпичом, из-за чего лишилось исторически-аутентичного облика.
Археологические памятники
Агула — Малая Горожа. Под Агулой осталось 5 поврежденных самовольными раскопками курганов.
Могильник в Агуле прямо связан, по-видимому, с могильниками возле Малой Горожи и Ясенца. Во всех трех местах курганы как бы вытянуты в линию, которая, скорее всего, была дорогой и вела от устья реки Синей на Корытное и далее на древний Глуск, так называемый Глуск Погорелый, сейчас деревня Городок Глусского района. Если девять курганов в районе деревни Ясенец неплохо сохранились, то под Малой Горожей один могильник, известный по описаниям осиповичского краеведа Алеся Немцева, уничтожен полностью, а второй, где сейчас насчитывается 5 курганов, — поврежден.
Дричин. В научной литературе этот памятник привязывают к деревне Мойсеевичи. Он относится к неолиту и бронзовому веку. Местное название «Бэркавы горки». Там сделан карьер, песок из карьера последовательно выбирался с 80-х годов прошлого века. На разрезах остатков «горок» хорошо видны прослойки черной земли, залегающие ниже современной поверхности.
С обратного берега Птичи, примерно в 600-700 метрах от воды — еще один разрушенный объект, местное название «Грым-город». По-видимому, это действительно было городище, однако сейчас оно представляет собой несколько гектаров песчаной пустоши.
Брицаловичи. Археологические памятники возле этой деревни известны с 1926 года. Курганный могильник возле Брицаловичей пошел на подсыпку дороги в 1980-90-х годах, селище — это распахиваемое поле, местное название «Закрыжики». Неподалеку есть еще одно селище позднего средневековья, которое тоже сейчас распахивается.
Каменичи. Окрестности деревни представляют собой комплекс археологических памятников из двух селищ и пяти курганных могильников. Селища находятся в черте современной застройки, они систематически распахиваются. Из курганных групп больше всего разрушается та, что находится возле дороги на Гродзянку — это урочище «Подгорье».
Лапичи. Городище в устье ручья Целянка неоднократно упоминается в отчетах археологических исследований. Оно было разрушено в 1980 году во время расширения шоссейной дороги Минск-Гомель. Но там же — рядом с городищем — находилась цепочка селищ. Одно из них исчезло совсем недавно, в 2012-13-х годах, при реконструкции этой же дороги.
Здания и сооружения
Бозок. В этой деревне была последняя на несколько окружающих районов церковь, построенная по образцу униатских храмов Речи Посполитой. Представленное здесь фото было сделано в 1996 году, сегодня этой церкви уже нет.
Осередок. Кладбищенская церковь в этой деревне упоминается в бобруйской газете «Коммунист» за 1924 год как место проведения ярмарок. Представленное фото сделано в 1998 году. В плане постройка являла собой два прямоугольника. Сруб церкви выложен «в лапу» из брусованных дубовых бревен. На оконных проемах сохранились кованые железные рамы. Дверь низкая, как в течение веков было принято делать в деревенских хатах. На алтаре, сбитом из досок, сохранились остатки голубой краски. Крыши в 1998 году уже не было. Остатки этой церкви несколько лет назад вывезены в Бобруйский район, их дальнейшую судьбу проследить не удалось.
Осиповичи. Кресто-Воздвиженская церковь после Великой Отечественной войны была привезена в город из деревни Замошье. До перевозки это был обычный сельский храм, построенный на рубеже ХIХ-ХХ веков. Долгое время церковь была последней действующей в районе. А совсем недавно она реконструирована и приобрела вид, совершенно не свойственный постройкам нашего края соответствующей эпохи. Храм не имеет охранного статуса, поэтому изменение его облика возможно и законно. Ну а вопрос об уважении к истории района придется отнести в разряд риторических.
Юрий КЛЕВАНЕЦ.