Для завода автоагрегатов, одного из крупнейших предприятий города, первый месяц осени — своеобразный финиш: в последнее воскресенье сентября — профессиональный праздник отечественной машиностроительной отрасли, а потому подводятся промежуточные итоги работы, называются имена лучших работников. Чем же сегодня живут автоагрегатчики? Как решают проблемы в условиях непростой экономической ситуации? Что ждет коллектив в перспективе? Об этом и разговор со специалистами.
Василий Запека, заместитель директора по маркетингу и коммерческим вопросам:
— У предприятий отрасли есть интерес к нашей продукции, гамма которой постоянно расширяется. Но важно быть конкуренто-способными на рынке, поэтому стараемся оптимизировать соотношение цена-качество. Стратегия за-ключается в том, чтобы смотреть в будущее, сегодня планировать завтрашний день.
Наращиваем объемы за счет выхода на всевозможные рынки. Работаем с военно-промышленным комплексом. Выпускаем продукцию спортивной направленности. Например, на наших лодках украинскими спортсменами уже получены золотые и серебряные медали. Максимально используем специфику предприятия.
Очень заинтересованы в высококвалифицированных кадрах. Особенно это касается маркетинговой службы, на которой лежит большая ответственность за судьбу ОЗАА, уровень доходов работников. В ней должны работать высококлассные специалисты, которые будут идти на шаг впереди времени, изучать спрос, мотивировать продажи, поддерживать взаимовыгодные отношения с покупателями.
Планируем привести и сайт предприятия в соответствие с требованиями времени, заставить его работать на решение стратегических задач.
Андрей Ананич, заместитель главного инженера:
— Мы постоянно развиваемся, расширяем рынки сбыта, ставим на поток все новые детали, агрегаты и узлы. Так, в нынешнем году уже освоено 53 комплекта изделий для автомобилей и 41 для автобусов, планируем «закрыть» еще порядка 75 позиций комплектующих из стеклопластика и литьевой пластмассы.
Раньше работали в тесной связке с МАЗом, а после резкого снижения объемов все поняли, что нужно искать новые каналы поставок. Изучили белорусский рынок. Установили связи с филиалом МАЗа «Могилевтрансмаш», для которого теперь выпускаем кабины кранов. Завершаем освоение поставок на ОАО «Управляющая компания холдинга «Бобруйскагромаш» комплектующих для сельхозтехники. Готовится коммерческое предложение для «Амкодора», которое включает с 10 позиций. С четвертого квартала начнется поставка рулевого колеса на холдинг «Гомсельмаш». Сотрудничаем с Барановичским заводом автоагрегатов, компанией «Купава». Тесные связи установлены с МТЗ, МЗКТ. Начали сотрудничество с холдингом «Белкоммунмаш», ОАО «Штадлер Минск». Поставляем готовые детали и узлы, осваиваем новые.
Несколько раз в месяц администрация завода посещает предприятия машиностроения с целью расширения географии и перечня поставок. Выходим и на международный уровень. Москва, Брянск, Ульяновск, Волгоград, Украина, Литва — и перечень можно продолжить.
Сергей Кузьмич, начальник производства:
— На ОЗАА работаю 15 лет, около двух — в этой должности. В подчинении — 5 производственных цехов, в том числе наши флагманы — алюминиевого литья и стеклопластиковых кабин. Основная проблема — наращивание объемов производства, которые, как известно, в последнее время значительно снизились. Сейчас ситуация медленно, но нормализуется. Что для этого делаем? Возобновляем утраченные связи, активно работаем с дилерами — московскими ООО «АвтоРесурс» и «Автоальянс». Снижаем объемы незавершенного производства, что высвобождает оборотные средства. Не создаем лишних запасов, так что склады у нас сегодня не загружены. Зачем производить то, что не продается?
Дмитрий Кузьмич, и.о. начальника отдела маркетинга:
— Интернет сейчас— первичный источник информации, и большинство новых покупателей говорят, что узнали о продукции именно с сайта. Так что здесь все понятно: чем больше он будет раскручен, тем большими будут наши продажи.
Большую пользу приносит и посещение специализированных выставок в Беларуси и за рубежом — позволяют увидеть и чем живут конкуренты, и продемонстрировать свою продукцию.
Андрей Чигилейчик, заместитель директора по кадрам, идеологии и социальным вопросам:
— Как и на любом предприятии, основной производственный капитал — люди. Их у нас около 2 тысяч человек. Ежегодно в коллектив автоагрегатчиков вливаются молодые и квалифицированные кадры. За послед-ние два года прибыло более сотни новоиспеченных специалистов, в том числе из таких ведущих технических учебных заведений, как БРУ, БГТУ, БНТУ, ГГТУ имени П.О.Сухого. Есть среди вновь принятых на работу и продолжатели дела своих родителей — это Виталий Грибов, Александр Черепко. В итоге на заводе сложилась оптимальная по возрасту и опыту структура коллектива: примерно треть — люди до 30 лет, чуть больше — среднего возраста, остальные — зрелые профессионалы. Это позволяет плавно передавать опыт от поколения к поколению.
В канун профессионального праздника, естественно, отмечаем лучших работников почетными грамотами, благодарностями, денежными премиями, заносим фотографии с фамилиями на заводскую Доску почета. Среди них — слесари Николай Белявский, Николай Конанович, Андрей Короленя, Ирина Шевеленок, Василий Шудрик, Сергей Муха, Григорий Кисель, формовщики Елена Викторчик, Анна Ефимик, Татьяна Ремень, тракторист Виктор Зинькевич, электромонтер Иван Шеремет, огнеупорщик Сергей Станишевский, наладчик Владимир Новичек фрезеровщик Игорь Окрут, разметчик Людмила Сузень, контролеры Наталья Хоменок и Тамара Атрашевская, маляр Нина Ганусевич, швея Людмила Демидович, кондитер Елена Окрут, уборщица Ольга Пилецкая, инженерно-технические работники Екатерина Ахмедова, Валентина Кашицкая, Игорь Пилик, Василий Манько, Ирина Михалева, Александр Новик, Сергей Балванович, Людмила Кодакова, Олег Алешко, Галина Бобровник, Виктор Зинкевич, Владимир Жлобич, , Юрий Тесленок и многие другие.
Виктор Антоненко, директор ОАО «Осиповичский завод автомобильных агрегатов»: «Перед трудовым коллективом предприятия обозначено несколько важнейших приоритетов — повышение качества производимых товаров, грамотное техническое перевооружение, четкая маркетинговая стратегия. Произвести сегодня продукцию уже недостаточно, надо уметь достойно ее представить на рынке и продать. Постепенно выходим на загрузку новых производств, расширяем географию сбыта, партнерские связи. Какова бы ни была экономическая ситуация, предприятие будет не только выживать, а и развиваться. В этом большая заслуга наших работников, чей труд заслуживает огромной благодарности и способствует достижению поставленных целей. Уверенность в будущем есть — удачи и успехов всем нам!»