Одним из факторов, обеспечивших превосходство Красной Армии над своим противником, стало своевременное принятие на вооружение ряда удачных образцов боевой техники, поэтому вполне естественно, что для всех послевоенных поколений советских людей понятие «победа» было неразрывно связано с непобедимым танком Т-34, уникальным реактивным минометом «Катюша», верным другом красноармейца автоматом ППШ…
Ряд ассоциаций можно продолжить, но суть не в количестве легендарных видов оружия, а в том, насколько их реальные боевые характеристики соответствуют нашему представлению об его эффективности. Связь здесь не такая прямая, как кажется на первый взгляд. Дело в том, что любое оружие не может само по себе быть плохим или хорошим, оно становится таковым только в сопоставлении с аналогами, применяемыми в одинаковых условиях и в одно время. И танк Т-34 тому ярчайшее подтверждение.
Большие глаза шкурного интереса
Общеизвестно, что появление среднего танка Т-34 стало очень неприятной неожиданностью для вермахта, и после знакомства с ним от пехотинцев и танкистов стали поступать панические отчеты о его неуязвимости, сверхвысокой проходимости и маневренности.
Попытка выяснить, когда именно, по словам создателя стратегии блиц-крига генерал-полковника Гейнца Гудериана, «превосходство советских танков впервые проявилось в резкой форме», дает совершенно определенную точку отсчета: 11 октября 1941 года. В более ранних описаниях боев с этими танками нет никакой истерики, а вот самодовольства — даже с избытком.
Да, наш танк был сильнее всех бронированных машин врага, но немецкие военспецы быстро определили его слабые места и разработали тактику ведения боя, позволявшую достаточно успешно истреблять «тридцатьчетверки» штатными противотанковыми средствами. И тот же Гудериан о нем отзывался без всякого уважения: «Т-34 является типичным примером отсталой большевистской технологии».
Враг имел основания для сарказма. К примеру, у первых модификаций танка командир и заряжающий моментально угорали при стрельбе из-за плохой вентиляции в башне, примитивность приборов наблюдения и связи делали его в бою «тугоухим и подслеповатым», а ресурс силовой установки еле дотягивал до 10 моточасов. Апофеозом примитивизма являлась коробка передач: механик-водитель должен был изо всех сил лупить кувалдой по рычагу, чтобы переключать скорости…
Что же произошло 11 октября? В этот день под Мценском 4-я танковая бригада Михаила Катукова в коротком сражении нанесла 4-й танковой дивизии вермахта настолько серьезные потери, что противнику пришлось отложить наступление на Тулу.
Командир гитлеровской дивизии генерал-майор Виллибальд фон Лангеман унд Эрленкамп составил доклад, в котором основной причиной своего разгрома назвал феноменальные боевые качества Т-34. Гудериан, которому доклад был направлен, немедленно потребовал создания более мощного противотанкового орудия и более сильного танка.
Характерно, что вся эта шумиха была своего рода дымовой завесой. Фон Лангеман, скажем так, расслабился и проигнорировал тактические требования при организации продвижения войск. Он двинул ВСЕ свои танки колонной по узкой дороге, не обеспечив артиллерийского прикрытия, боевого охранения и разведки. Катукову никто не мешал выбрать наилучшее время и место для атаки, а преимущество в бронировании и вооружении Т-34 над немецкими машинами сделало последние легкой добычей.
За подобную служебную халатность военачальников любой армии наказывают жестоко, так что у нацистского генерала говорить правду не было ни малейшего желания. Что же до изменения позиции Гудериана, то… фон Лангеман был его протеже, а опасное разгильдяйство подчиненного — пятно на репутации руководителя.
В общем, у обоих немецких генералов были личные причины называть танк «тридцатьчетверку» чудо-оружием.
Германия превыше всего!
С созданием более мощной артсистемы нужды торопиться у немцев не было. Осенью 1941 года вермахт имел в достатке 8,8-сантиметровое зенитное орудие Flak, которое пробивало броню советских танков на расстоянии более километра. К тому же первые недели войны немцы захватили немало советских 76-мм дивизионных пушек модели Ф-22-УСВ, и они после несложной переделки превратились в отличного истребителя бронетехники.
Что же касается усиления танков, то самым простым и логичным способом была модернизация уже существующей машины Pz-IV. Изначально она уступала Т-34 по бронированию, вооружению и проходимости, но к весне сорок второго по основным тактико-техническим характеристикам почти догнала. А с учетом преимущества в подготовке экипажей и эргономике рабочих мест танкистов примерный паритет превратился в заметное преимущество.
21 сентября 1942 года Сталин в беседе с командующим 3-й танковой армией Прокофием Романенко определил точную пропорцию немецкого танкового превосходства. Оказалось, что наши машины живут от одной до трех атак, тогда как вражеские — от пяти до двенадцати…
Потенциал развития у Pz-IV не был исчерпан до конца 1944 года, но немецкие стратеги хотели быстрых качественных прорывов — супертанков с суперпушками. Ими стали тяжелый танк Pz-VI «Тигр», средний танк Pz-V «Пантера» и самоходка Pz-VIР «Фердинанд».
Техника была очень серьезная. Самая слабая из новинок — «Пантера» — превосходила Т-34 по огневой мощи на 30%, по удобству работы экипажа на 60%, имела вдвое большую стойкость лобовой брони и чуть меньшую — на 6% — подвижность. «Пантера» пробивала «тридцатьчетверку» с 1500 метров «в лоб», а Т-34 для гарантированной победы нужно было подобраться к немецкой «кошке» на 100 метров. «Фердинанд» любой советский танк уничтожал на дистанции прямой видимости, а ее не всегда удавалось вывести из строя даже выстрелами в упор.
Однако в значительных количествах эту технику германская промышленность выпускать не могла: «Пантера» требовала материалов и трудозатрат, которых хватило бы на выпуск двух Т-IV, а «Тигр», в свою очередь, был эквивалентен трем «Пантерам». САУ «Фердинанд» выпустили всего 90 — больше Третий рейх не потянул…
К тому же, как и любые инновационные разработки, супертанки вермахта имели множество «детских болезней», из-за которых их надежность была очень низкой, а ремонт в полевых условиях становился сущим кошмаром. Важным фактором, ограничивающим применение этих мощных боевых машин, была и неэкономичность: «Тигр» потреблял 1500 литров бензина на 100 километров пробега — почти в 5 раз больше, чем «рабочая лошадка» вермахта Pz-IV.
К слову, в середине войны с моторным топливом в Германии было настолько туго, что танки в учебных подразделениях пришлось срочно переводить на питание дровами. Точнее, горючим газом, получаемым в газогенераторных установках.
Наших бьют!
В более-менее массовом количестве немцы получили новые танки к середине 1943 года. Планировалось, что их использование позволит успешно провести операцию «Цитадель», целью которой был разгром советских войск на Орловско-Курской дуге.
Враг Курскую битву в целом проиграл. Что же касается итогов противостояния бронетехники, то командующий 5-й гвардейской танковой армией генерал-лейтенант Павел Ротмистров обобщил их в совершенно секретном докладе первому заместителю наркома обороны СССР маршалу Георгию Жукову (приводится в сокращении):
«В танковых боях и сражениях с 12 июля по 20 августа 1943 года 5-я гвардейская танковая армия встретилась с новыми типами танков противника.
Я вынужден доложить Вам, что наши танки на сегодня потеряли свое превосходство перед танками противника в броне и вооружении.
Немцы, противопоставив нашим танкам Т-34 и КВ свои танки Т-V («Пантера») и Т-VI («Тигр»), уже не испытывают былой танкобоязни на полях сражений.
Танки Т-70 (легкий, второй по массовости производства после Т-34 — ред.) просто нельзя стало допускать к танковому бою, так как они более чем легко уничтожаются огнем немецких танков.
Приходится с горечью констатировать, что наша танковая техника, если не считать введение на вооружение самоходных установок СУ-122 и СУ-152, за годы войны не дала ничего нового, а имевшие место недочеты на танках первого выпуска, как-то: несовершенство трансмиссионной группы (главный фрикцион, коробка перемены передач и бортовые фрикционы), крайне медленный и неравномерный поворот башни, исключительно плохая видимость и теснота размещения экипажа, не устранены и сегодня.
…Прошу Вас, товарищ маршал Советского Союза, сломать консерватизм и зазнайство наших танковых конструкторов и производственников и со всей остротой поставить вопрос о массовом выпуске уже к зиме 1943 г. новых танков, превосходящих по своим боевым качествам и конструктивному оформлению ныне существующие типы немецких танков».
Кто последний — тот и легендарный
Конструкторам и производственникам советской бронетехники по итогам Курской битвы действительно было о чем подумать. Итогом этих раздумий стала глубокая модернизация Т-34, точнее, создание на основе этого танка совершенно новой машины в начале 1944 года. Если коротко, то Т-34-85 получил новое орудие, близкое по мощности с «пантеровским», пятого члена экипажа, что уменьшило нагрузку на командира. Бронезащита была усилена, а силовая установка стала совершенней.
Т-34-85 не превосходил по техническим характеристикам современные ему немецкие машины, хотя и был намного сильнее своего предшественника. Но он был прост в обслуживании и ремонте, технологичен и дешев, поэтому его можно было выпускать в огромных количествах.
Последней крупной операцией, где широко применялись «старые тридцатьчетверки» — Т-34-76 — стала операция «Багратион». До весны победного года машин этого типа уцелело очень мало, так что Европу освобождали в основном Т-34-85. И именно они стоят теперь на пьедесталах памятников.
Не то, чтобы слава досталась им незаслуженно, однако не стоит забывать: основную тяжесть «войны моторов» вытянула на себе все же совсем другая боевая машина…